На конференции обсудили практики эксплуатации инфраструктурных решений и подходы к построению эффективных ИТ-ландшафтов.
Каковы новые веяния в построении цифровой инфраструктуры? Как выбирать провайдеров облачных решений? Как минимизировать риски, выбирая тот или иной подход к построению корпоративных ИТ-платформ? Ответить на эти вопросы постарались участники конференции «Инфраструктура цифрового предприятия — 2021», организованной издательством «Открытые системы». Она собрала почти три сотни профессионалов в управлении ИТ-инфраструктурой и их бизнес-партнеров, представляющих разные отрасли и сферы деятельности.
«Облака создавать научились, теперь было бы неплохо научиться их эффективно применять на предприятиях», — заявил Антон Салов, руководитель по стратегии IoT/IIoT МТС. По его словам, сейчас наблюдается заметное смещение спроса на периферийные вычисления (edge computing). Эта ИТ-архитектура приходит на смену публичным облакам с появлением современных сценариев их использования — бизнес-критичных систем на базе Интернета вещей и приложений виртуальной и дополненной реальности. Такая концепция предполагает расширение существующего облака и вынос его более мелких компонентов на границы сети, что облегчает управление конечными устройствами.
|
Роман Гоц: «Мы хотим не просто рассчитывать стоимость серверов с заданными характеристиками, а получать от заказчика бизнес-задачу, понимать, какие проблемы должны быть решены» |
У всех крупных игроков облачного рынка есть идеи (и даже готовые продукты) по реализации переноса ряда сервисов ближе к заказчику — по созданию так называемых облачков-клаудлетов (cloudlet), использование которых позволяет выполнять недоступные ранее сценарии. Особый интерес к такому подходу проявляют гиперскейлеры: для них это возможность усилить позиции на крупных рынках вроде российского.
Как отметил Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности Atos, мы находимся только в начале информационной революции, но последствия уже заметны. Компаниям важно мгновенно реагировать на возникающие перемены, и это требует внесения изменений в их инфраструктуру. Например, переход от видеонаблюдения к персонализированной видеоаналитике обеспечивает рост рынка систем периферийных вычислений на 32% в год. А по данным Gartner, к 2025 году 90% данных уже будут анализироваться вне ЦОДов. Именно такая тенденция заставляет Atos обращать пристальное внимание на решения для периферийных вычислений.
«Мы хотим не просто рассчитывать стоимость серверов с заданными характеристиками, а получать от заказчика бизнес-задачу, понимать, какие проблемы должны быть решены. Более широкое видение позволит нам сформировать оптимальное решение, подготовить спецификации под конкретные задачи, проработать варианты миграции, сделать систему отказоустойчивой», — подчеркнул Гоц. При этом важно идти навстречу заказчикам и предоставлять оборудование в аренду. В России все больше инноваторов, но денег у них, как правило, нет. Между тем построение озер данных и видеоаналитика зачастую актуальны именно для этой аудитории.
Не по SLA, а «по понятиям»
Самостоятельно выбрать облачного провайдера для крупного проекта практически невозможно. Тяжело не только предусмотреть все ситуации, но и предсказать поведение провайдера в случае возникновения проблем. Как следствие, часто приходится выбирать по данным «сарафанного радио» — с учетом отзывов заказчиков, уже столкнувшихся с сервисами той или иной компании.
|
Максим Березин: «Партнерам часто приходится работать «по понятиям», за гранью SLA, и нередко смена провайдера связана именно с тем, что заказчику не помогли в трудную минуту» |
Как подчеркнул Максим Березин, директор по развитию бизнеса компании «Крок Облачные сервисы», в любом серьезном проекте должны быть партнерские отношения: ведь заказчикам нужны не столько сами облачные сервисы, сколько бизнес-партнер, технический эксперт и советник. Важна работа не только в рамках SLA, который покрывает лишь 10% требований, но и с учетом бизнес-контекста. А контекст заключается в том, что сервис должен работать без сбоев.
«Партнерам часто приходится работать «по понятиям», за гранью SLA, и нередко смена провайдера связана именно с тем, что заказчику не помогли в трудную минуту», — рассказал Березин. По его словам, облачные провайдеры реально подтянулись к лидерам и по качеству, и по ценам. Однако облако — это лишь инструмент, важно собрать из него готовое решение, и именно здесь возникают основные проблемы. Можно даже сказать, что облако часто идет «прицепом», а сам запрос заключается в решении бизнес-задач — например, в увеличении скорости вывода продуктов на рынок или в повышении надежности сервисов.
Минимизировать риски
«Классический подход к построению инфраструктуры схож с водопадной моделью реализации проектов, а облачная инфраструктура имеет все признаки популярного в последнее время Agile», — провел аналогию с методами разработки Станислав Дружинин, руководитель управления эксплуатации ГСК «Югория». Однако при грамотном подходе использование облаков обходится несколько дешевле.
|
Станислав Дружинин: «При выборе провайдера не поленитесь посетить площадки: теорию разбитых окон никто не отменял, и пыль на стойках в ЦОДе тоже может рассказать о многом» |
Дружинин поделился четырехлетним опытом работы в облачной инфраструктуре и рассказал о совершенных ошибках (сейчас компания находится в процессе перехода к новому провайдеру). К типичным «грехам» провайдеров он относит неописанные критерии нарушения SLA и низкие штрафы, что не способствует высокому качеству услуг, а также невозможность выявления корневых проблем при сбоях. Кроме того, зачастую выполнение требований информационной безопасности и законодательных норм происходит лишь на бумаге.
«При выборе провайдера не поленитесь посетить площадки: теорию разбитых окон никто не отменял, и пыль на стойках в ЦОДе тоже может рассказать о многом. Проведите тестирование и открытый конкурс, подумайте о том, как будете выявлять излишки потребления», — порекомендовал Дружинин. Однако еще важнее собрать обратную связь от клиентов: какие возникали проблемы, насколько быстро они решались, какую роль играл провайдер в решении проблем.
Сейчас в «Югории» минимизируют облачные риски: компания строит геораспределенный кластер и мультиоблако со вторым независимым провайдером. В перспективе планируется полный отказ от собственной инфраструктуры.
«В ходе цифровой трансформации периметр компании размывается, появляется потребность круглосуточного доступа к системам и данным. Как результат, бизнес уходит в облака — без них обойтись уже не получается», — констатировал Иван Дмитриев, директор по ИТ и безопасности холдинга TalentTech, входящего в «СеверГрупп». Полностью безопасных систем не существует, и облака — это способ разделить риски информационной безопасности, к которым можно отнести уровень устойчивости, соответствие законодательству, стоимость простоя, репутационные риски. В любом случае ИТ должны быть драйвером цифровой трансформации, а не ее тормозом.
|
Алексей Шарапов: «Главное — понимать, зачем вам нужен Kubernetes, потому что необходимая перестройка работы повышает нагрузку на все подразделения, и, как следствие, возрастает стоимость сервисов» |
Алексей Шарапов, глава DevOps компании «Ак Барс Цифровые Технологии», рассказал о проблемах миграции на Kubernetes. Он разделил их на три группы в зависимости от вызывающих их причин: монолитные системы, неправильный инструментарий и неправильная архитектура.
Использование монолитных решений приводит к замедлению процессов разработки. Подходы остаются прежними, что не позволяет реализовать все преимущества Kubernetes, и из-за этого невозможно достичь необходимого уровня быстроты. Применение старых, привычных инструментов ломает новые процессы. Командам приходится работать, сталкиваясь с трудностями. Например, к архитектурным рискам относится выбор для старта работ платформы, не отражающей реалий «боевых» проектов. Ясно, что это неизбежно приведет к проблемам.
«Главное — понимать, зачем вам нужен Kubernetes, потому что необходимая перестройка работы повышает нагрузку на все подразделения, и, как следствие, возрастает стоимость сервисов», — признал Шарапов.
Скорость и непрерывность
Главное требование к серверу, предъявляемое бизнесом, — «чтобы он работал». Но это зависит от множества факторов, в связи с чем особую важность приобретает автоматизация процессов внутри ЦОДа. Настройки сервера, управление им, устранение уязвимостей — все эти задачи можно автоматизировать. Александр Светлаков, менеджер по продуктам Hewlett Packard Enterprise в России, рассказал о решениях, которые могут повысить прозрачность управления как на уровне отдельного севера, так и на уровне всего ЦОДа. По его словам, компания отметила сильно выросший спрос на системы удаленного управления, связанный с дистанционной работой.
Такая работа существенно повлияла и на востребованность тонких клиентов, особенно с учетом резкого роста кибератак на удаленных сотрудников. «Безопасники — это наш локомотив, айтишники любят простоту поддержки, а бухгалтеры — низкую стоимость», — заявил Михаил Ушаков, генеральный директор компании «TOНK». По его мнению, сейчас важно не столько ускорять бизнес-процессы, сколько обеспечивать их безопасность. Повсеместно наблюдается рост использования виртуализации, поэтому тонкие клиенты становятся все более востребованными. Отдельную категорию пользователей тонких клиентов представляют стартапы: доступность облачных сервисов позволяет им использовать не ПК или ноутбуки, а тонкие клиенты, подключенные к виртуальным рабочим столам и необходимым сервисам.
Индустрия операционных баз данных за последнее время существенно эволюционировала. Появились новые критические требования к ним: для отказоустойчивости — возможность продолжать работу при выходе из строя сервера или даже всего ЦОДа; для масштабируемости — способность расширяться или сужаться в зависимости от нагрузки. Как отметил Олег Бондарь, руководитель технических проектов Yandex Database, в «Яндексе» разрабатывали базу данных именно в соответствии с этими критериями. Она ориентирована на использование стандартного оборудования, в ней разделяются хранение и вычисление для обеспечения масштабирования. Кроме того, это мультиарендное решение: в рамках одного кластера могут работать множество пользователей. Наконец, Yandex Database предоставляет возможность работать в режиме бессерверных вычислений.
Тарас Левчук, менеджер по развитию бизнеса VK, поделился опытом использования и планами развития in-memory-платформы Tarantool. Она применяется в высоконагруженных системах — например, используется в 80% продуктов группы VK. Показательным кейсом, демонстрирующим эффективность этой платформы, стал проект в «Газпром банке», в рамках которого требовалось ускорить работу всех внутренних систем без их перевнедрения. В результате на Tarantool был реализован «умный горячий кэш», обеспечивающий актуальность данных. Работа систем ускорилась в 50 раз, что превысило все ожидания, при этом каких-либо изменений в бизнес-системы вносить не пришлось. Обновление АБС обошлось бы гораздо дороже и длилось дольше. Кроме того, в ряде компаний Tarantool использовали в качестве платформы для комплексной обработки событий. Например, такое решение незаменимо в целевом маркетинге, где скорость реакции для формирования релевантных предложений критически важна.
***
Конференция «Инфраструктура цифрового предприятия — 2021» завершила цикл мероприятий издательства «Открытые системы» нынешнего года и прошла весьма успешно. Возможностью обменяться мнениями с коллегами и задать накопившиеся вопросы экспертам по проблемам построения, модернизации и эксплуатации инфраструктуры воспользовались как офлайн-, так и онлайн-участники мероприятия.