Почему не работает «закон о забвении»?

Объясняя пользователям, как работает «закон о праве на забвение», РОЦИТ снимет часть нагрузки на поисковики и сократит количество неправильно поданных заявок, надеются в «Яндексе», Mail.ru и «Спутнике»


09:28 25.04.2016   |   2565 |  Людмила Мурзина |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Главная причина — низкая информированность о законе и способах его применения у среди пользователей, считают представители РОЦИТ и российских поисковиков.

Прошло уже почти четыре месяца с тех пор, как в России начал действовать «закон о праве на забвение», или просто «закон о забвении». Так обычно называют поправки к Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и к Гражданскому кодексу, касающиеся защиты персональных данных в Интернете. В компаниях Google и «Яндекс» уже подвели первые итоги работы этого закона, и они оказались, прямо говоря, разочаровывающими.

В «Яндекс» с просьбами удалить из поисковой выдачи результаты, содержащие, по мнению заявителя, конфиденциальную, недостоверную или порочащую его информацию, за все время действия закона обратилось 1348 человек, и поисковик удовлетворил всего четверть поступивших обращений.

У Google статистика схожая: к корпорации обратились 1463 человека из России , но положительный ответ был дан только по 26,3% запросов.

Если учесть, что число активных пользователей в русскоязычном сегменте Интернета, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), уже превысило 80,5 млн, итоги первых месяцев работы «закона о праве на забвение» не выглядят впечатляющими. Почему же так получилось?

Ответ на этот вопрос попытались дать на конференции, проведенной общественной организацией РОЦИТ, которая, как заявляют ее члены, специализируется на защите интересов пользователей Интернета. Конференция была посвящена подписанию соглашения о взаимодействии РОЦИТ с главными поисковиками Рунета — «Яндексом», Mail.ru и «Спутником» (в Google, как уточнил директор РОЦИТ Сергей Гребенников, подписывать меморандум о сотрудничестве не стали).

Целью сотрудничества объявлена популяризация «закона о забвении». Пользователям Интернета будут объяснять, что представляет собой этот закон, как им правильно пользоваться и какую пользу он может принести.

Просветительскую деятельность планируется вести главным образом на двух интернет-площадках. Первой станет сайт РОЦИТ, который накопил на своем веб-ресурсе много информации о законе и достаточно давно открыл «горячую линию» для разнообразных жалоб интернет-пользователей (на которую, как уточнил Гребенников, поступает все больше обращений, связанных с защитой персональных данных в Интернете). Также на сайте РОЦИТ появятся ссылки на специализированную веб-форму каждого из поисковых сервисов, которая предназначена для подачи заявлений пользователей.

Второй площадкой станет сайт «Комсомольской правды», в сотрудничестве с этой газетой будет запущено несколько образовательных проектов, рассказал редактор отдела образования и новых технологий «Комсомольской правды» Александр Милкус. Как отметил председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи и председатель правления РОЦИТ Леонид Левин, читатели одной из самых популярных газет в стране — это те самые простые люди, на которых и ориентирован этот закон.

РОЦИТ и поисковики будут вместе собирать данные о правоприменительной практике первого года действия «закона о праве на забвение». По условиям соглашения, «Яндекс», Mail.ru и «Спутник» (а также, возможно, Google, если решит все-таки присоединиться к нему) предоставят РОЦИТ для обработки данные о том, сколько пользователей и по каким причинам обратились с просьбой об удалении информации из поиска, сколько обращений было удовлетворено сразу и сколько закончились судебным разбирательством. Все эти сведения в РОЦИТ обещают опубликовать осенью.

Со своей стороны, представители поисковых сервисов надеются, что соглашение с РОЦИТ и его просветительские мероприятия приведут к снижению количества обращений от граждан непосредственно в компании, и это будут более «качественные» запросы. Вице-президент по корпоративным отношениям «Яндекса» Марина Янина также добавила, что после обобщения практики применения «закона о праве на забвение» в него будут внесены определенные поправки.

Представители поисковиков вкратце рассказали и о том, что изменилось в их работе с принятием закона. Все они отметили, что в службах технической поддержки каждого из них были выделены сотрудники для обработки соответствующих запросов от пользователей, но отказались раскрывать данные о том, насколько увеличился штат их юридических подразделений. При этом все признали, что работы для юристов прибавилось, поскольку следующим шагом пользователя после отказа поисковика убрать информацию из выдачи, согласно закону, может быть обращение в суд. И такие иски уже поступают.

Что чаще всего неправильно делают те, кто пытается воспользоваться «законом о праве на забвение»?

  1. Просят убрать «информацию из Интернета». Согласно закону, удалить можно только из поисковой выдачи ссылки на сайты, содержащие эту информацию, но на самих ресурсах она все равно останется.
  2. Не предоставляют всей информации: своих персональных данных, мотивированного обоснования обращения, ссылок на страницы сайта, где находится неправомерная информация.
  3. Действуют от имени третьих лиц. По закону, воспользоваться «правом на забвение» может только тот гражданин, информацию о котором требуется удалить.
  4. Просят удалить информацию об организации. «Право на забвение» касается только физических лиц.
  5. Требуют удалить информацию без однозначных доказательств того, что она недостоверна. В обязанности поисковика не входят разбирательства и оценки, но закон предоставляет гражданину в этом случае возможность обратиться в суд, который установит, на чьей стороне правда.

Теги: защита персональных данных Google Яндекс Mail.Ru Group Спутник РОЦИТ
На ту же тему: