Издательство «Открытые системы» провело в сентябре конференцию «Роботизация бизнес-процессов — 2022». Ежегодная конференция по этой тематике проходит уже в четвертый раз, однако этот год для отечественного рынка RPA стал особым.
До недавнего времени значительная часть используемых в России программных систем RPA приходилась на долю таких зарубежных вендоров, как Blue Prism и UiPath, которые ушли из России. У многих пользователей заканчиваются сроки действия лицензий, и в сложившихся условиях переход на отечественные системы RPA становится жизненной необходимостью.
«2022 год придал заметный импульс росту российского рынка программной роботизации, открыв новые горизонты для развертывания масштабных проектов миграции и совершенствования отечественных RPA-решений. Российские вендоры развиваются небывалыми темпами», — подчеркнул Николай Буланов, директор по консалтингу PIX Robotics.
По оценкам аналитиков, ежегодный рост отечественного рынка RPA составляет от 30% до 50%. Многие организации уже внедрили системы RPA, а число роботизируемых процессов в организациях различного масштаба варьируется в пределах от трех до ста. Продвинутые организации дополняют роботизированные системы технологиями искусственного интеллекта и оптического распознавания текстов.
Сергей Ложкин: «Вендоры трансформируют свои RPA-продукты в более развитые платформы со встроенными возможностями гиперавтоматизации» |
«Одной из весомых причин регулярного двузначного роста рынка RPA стало то, что вендоры трансформируют свои продукты в более развитые платформы со встроенными возможностями гиперавтоматизации, в том числе поддерживая такие технологии, как process mining, BPMS, BI, а также реализуют поддержку 'гражданских разработчиков'», — убежден Сергей Ложкин, генеральный директор PIX Robotics.
Росту рынка способствуют повышение уровня зрелости российских вендоров и их клиентов. Как полагают в PIX, для дальнейшего развития индустрии RPA в нашей стране важен выход на новые рынки, о чем свидетельствует опыт работы компании в Латинской Америке. Внешние рынки дают дополнительные возможности и позволяют осуществлять обмен экспертизой, что ускоряет развитие отечественного сегмента.
Российские платформы RPA
Конференция позволила ее участникам выслушать разработчиков большинства основных отечественных платформ RPA, а те не упустили возможность заявить о конкурентных преимуществах собственных разработок, их отличиях от других российских систем и зарубежных продуктов.
В PIX Robotics создали платформу роботизированной автоматизации процессов PIX RPA Platform, в которой, как заявляют в компании, учтены ограничения продуктов зарубежных вендоров.
Платформу PIX характеризуют повышенная стабильность, соответствие требованиям регуляторов, включая положения закона 152-ФЗ, а также поддержка разработки роботов с использованием средств low-code. Кроме того, обеспечена интеграция с традиционными корпоративными информационными системами на базе Microsoft Office, Oracle, SAP, 1С, «Парус», «Галактика» и ряда других продуктов. Имеются встроенные модули BPM и ML. Платформа работает на операционных системах Windows и Linux.
ROBIN RPA одноименной компании ее разработчики считают полностью импортозамещающей отечественной платформой для автоматизации бизнес-процессов с использованием настраиваемых программных роботов и чат-ботов. Платформа использует СУБД PostgreSQL. Основные ее компоненты: Robin Studio (инструментарий визуального проектирование роботов), Robin Robot (исполнение автоматизированных сценариев), Robin Orchestrator (диспетчеризация работы группы роботов), ROBIN Chatbot (создание) чат-ботов. ROBIN RPA поддерживает пользователей без технической подготовки, интегрируется с существующими информационными системами, создает машинообучаемых программных роботов, масштабируется для охвата новых роботизируемых процессов.
Платформа Primo RPA, доступная в версии Enterprise или свободно распространяемой версии Community Edition, включает набор готовых компонентов для работы с такими программными комплексами, как Microsoft Office, «МойОфис», «1C», SAP и другие. Она поддерживает средства разработки no-code, low-code и only-code, а также предоставляет инструменты для миграции с зарубежных платформ.
Артем Виноградов, коммерческий директор Primo RPA, называет свою платформу технологическим лидером российского рынка RPA, так как за последние месяцы удалось значительно повысить ее стабильность и быстродействие, а также заметно улучшить качество жизни разработчиков, «которые взаимодействуют с Primo RPA на ежедневной основе».
Развитие Primo RPA планируется таким образом, чтобы платформа смогла обеспечить соответствие всем потребностям крупного бизнеса в автоматизации. Так, на основе изучения пользовательского опыта будет оптимизирован функционал интерфейса. Появится возможность управлять жизненным циклом автоматизации — от идеи до поддержки готового робота. Специалисты компании намерены сделать продукт «кросс-пользовательским», то есть удобным для архитекторов, аналитиков, разработчиков, тестировщиков и других категорий пользователей.
Генеральный директор ROOMY bots Станислав Крупник утверждает, что платформа интеллектуальной автоматизации процессов ROOMY bots является единственным российским решением, содержащим функционал выявления и анализа рутинных операций для последующей роботизации (модуль Process Finder, основанный на технологиях искусственного интеллекта), а также инструменты BPM для управления бизнес-процессами.
Среди функций ROOMY bots необходимо отметить такие возможности, как интеграция и подключение источников через API, веб-сервисы и методы классической интеграции; машинное зрение, позволяющее «видеть» элементы экрана; работа с отечественными модификациями ОС Linux и СУБД Postgres; поддержка средств разработки no-code и low-code.
«Наш подход — предоставить возможность повторно использовать все имеющиеся технологии как при создании новых роботов, так и в процессе их модификации», — пояснил Крупник.
Антон Сергеев, руководитель направления роботизации компании iiii Tech («Форайз»), партнера ROOMY bots, представил операционную модель роботизации, обеспечивающую запуск, поддержку и масштабирование цифровой рабочей силы.
Разработчики программного комплекса Sherpa RPA называют свой продукт платформой полного цикла, предназначенной для миграции и роста, которая позволяет легко переносить проекты с других платформ.
Константин Артемьев: «С увеличением числа роботов или количества лицензий выгода от роботизации на основе Sherpa RPA не уменьшается» |
Средой визуальной разработки сценариев программных роботов является Sherpa Designer. За исполнение сценариев, взаимодействие с браузерами, учетными системами, приложениями с использованием графических или командных интерфейсов отвечает Sherpa Robot. Единой панелью управления парком программных роботов, в том числе обеспечивающей полноценную работу с очередями, служит Sherpa Orchestrator. Выявление подходящих для роботизации процессов осуществляет нейросеть Sherpa Process Discovery.
«У нас, в отличие от зарубежных платформ, с увеличением числа роботов или количества лицензий выгода от программной роботизации не уменьшается», — подчеркивает Константин Артемьев, генеральный директор компании Sherpa RPA.
Кроме того, он отметил, что Sherpa RPA поддерживает многие популярные корпоративные технологии, включая взаимодействие с SAP, Java, «1C», Citrix, RDP, а также работу в программных средах Windows и Linux.
Ведущие российские производители RPA-платформ формируют инфраструктуру сбыта, обеспечивая каналы продвижения своих продуктов, поддержку партнеров, создание экосистем и центров компетенций, разработку образовательных программ и обучение специалистов.
Миграция на отечественные решения
В настоящее время российские платформы RPA обладают достаточно развитой функциональностью, что позволяет переходить на них с зарубежных решений.
«В целом процесс миграции платформы RPA ничем не отличается от миграции любой другой информационной системы», — полагает Константин Грачев, заместитель директора по ИТ франчайзинговой сети «Хороший выбор». Он пояснил, что все организации, выбравшие новую платформу, должны решать схожие задачи.
После установки и проверки новой платформы необходимо перенести в нее данные, проверить наличие запланированных изменений в бизнес-процессах, протестировать и внедрить новое решение без остановки технологических процессов, обучить персонал и передать решение в эксплуатацию.
Основные требования к платформе для миграции — простота и скорость перехода, считают в компании iFellow, уточняя, что наиболее дорогостоящий компонент миграции — работа. Она включает реверс-инжиниринг кода роботов, перенос построенных на внешних библиотеках кастомизированных пользовательских активностей, перенос работы с очередями и хранением данных в оркестраторе, завершающий перенос всех процессов.
«Мы осуществляем миграцию разработок на основе UiPath и Blue Prism на российские платформы PIX RPA Platform, Primo RPA, Sherpa RPA и Robin RPA», — рассказал Глеб Леонов, руководитель практики RPA компании iFellow.
Российские вендоры RPA предлагают использовать конвертеры — инструменты автоматического преобразования кода. Их применение позволяет снизить трудозатраты в проектах миграции, поскольку существенно сокращает стоимость и время переноса кодовой базы.
В компании «Гринатом» считают, что применение конвертеров не всегда целесообразно, имея в виду перенос давно разработанных роботов.
«Те, кто длительное время использует программных роботов, как правило, не хочет просто переносить старые функции на новую платформу. Они хотят их доработать и получить более развитую функциональность», — отметил Николай Комраков, эксперт управления разработки «Гринатома».
Крупник из ROOMY bots призывает при выборе новой платформы не поддаваться «панике импортозамещения, когда срочно пытаются закрыть дыры с меньшим риском, не смотрят на планы развития продуктов и ориентируются больше на маркетинг, а не на реальный функционал».
Процессом миграции занимаются сегодня и в компании «Лента», где роботизировано более четырех десятков процессов, а действие лицензий платформы Blue Prism заканчивается в третьем квартале текущего года.
По словам Аделя Давлетшина, разработчика RPA этой компании, при выборе отечественной платформы оценивали не только ее функциональность, но и перспективы развития, а также стоимость необходимой инфраструктуры, лицензий и переноса процессов. Кроме того, учитывали наличие у вендора специалистов с опытом работы в Blue Prism, а также возможность выполнить миграцию при совместной работе с вендором. Платформа Primo RPA «полностью отвечает предъявляемым требованиям» и в том числе поддерживает нужные «Ленте» корпоративные приложения и технологии. Более того, она предоставила возможность создавать роботов-помощников, использовать 64-разрядных роботов, работать под Linux и Windows. В августе на отечественную платформу перенесли три десятка процессов, на следующей фазе работ к ним добавятся еще 14.
В ходе мастер-класса, который провели Константин Артемьев из Sherpa RPA и Кирилл Чеханков, руководитель группы экспертов в Konica Minolta, обсуждалась специфика миграции с точки зрения вендора и системного интегратора — от детального анализа миграции робота UiPath до важнейших нюансов такого процесса.
Примеры внедрений
Большинство компаний рассматривают роботизацию как один из важнейших компонентов стратегии повышения эффективности производственной деятельности.
В «Гринатоме», ИТ-интеграторе атомной отрасли и объединенном центре обслуживания корпорации «Росатом», стали выполнять роботизацию, начав с процессов бухгалтерии, налогового учета и закупок с 2017 года. В отделе программной роботизации трудятся более семи десятков специалистов, которые собственными силами разработали для отрасли около четырех сотен роботов.
«Мы начали с UiPath, а затем, с учетом отраслевой специфики, разработали собственную модульную платформу «АтомРИТА» с поддержкой искусственного интеллекта и теперь переносим на нее наших роботов», — сообщил Комраков.
Он подчеркнул, что успешному внедрению роботизации в отрасли способствовали вера руководства в методологию RPA, адекватное восприятие технологии сотрудниками, которые не видят в ней угрозы своей профессиональной деятельности, а также организация эффективной команды технической поддержки.
Инвестиционная компания «БКС Мир инвестиций» служит примером организаций, в которых внедрение программных роботов осуществляется гораздо более скромными силами.
Елена Сухова, начальник управления роботизации бизнес-процессов ООО «Компания БКС», считает, что миссия программной роботизации выполнима и в условиях весьма ограниченных ресурсов: «В нашей команде три человека. К концу года число небольших роботов (экономят до двух штатных единиц) на платформе PIX достигнет 24, а экономический эффект превысит 20 млн руб. по сравнению с 4 млн в прошлом году, когда работал только один специалист».
Елена Сухова: «Миссия программной роботизации выполнима и в условиях весьма ограниченных ресурсов» |
Большую роль, считает она, играет оптимальный подбор компетенций специалистов команды. В частности, очень важны хорошее знание процессов всей организации; информирование сотрудников компании (особенно владельцев правил и систем) о возможностях роботов; формирование принципов отбора задач и создание базы знаний. В дальнейших планах — распространить культуру роботизации во всей компании и создать в подразделениях центры роботизации.
В «Силовых машинах» со штатом 14 тыс. человек приняли решение о внедрении RPA в 2021 году и сразу начали с российской платформы Primo RPA — санкционное давление на энергомашиностроительную компанию началось уже давно.
Мария Карпова, руководитель направления RPA в «Силовых машинах», пояснила, что такими задачами занимаются группа из пяти собственных сотрудников и коллектив подрядной организации . Роботизируются сложные рутинные операции — когда нужно вводить данные в информационные системы или переносить их в другие, включая SAP, систему электронного согласования договоров, электронную систему дистанционного обучения, клиент-банк и пр. Наряду с разработкой роботов, в настоящее время решаются вопросы внедрения оркестратора, поддержки пользователей, оптимизации взаимодействия внешних и внутренних групп поддержки RPA.
Специалисты системного интегратора «Т1 Интеграция» используют платформы роботизации для контроля качества программного обеспечения.
Михаил Соболев, руководитель отдела центра компетенций прикладных решений «Т1 Интеграции», подчеркнул, что такое применение RPA предъявляет к платформам вполне определенные требования.
К ним относятся взаимодействие с различными интерфейсами, базами данных, прикладными системами наподобие SAP и «1C», а также поддержка оркестратором внешнего запуска тестов в различных режимах, отправки их результатов, интеграции с системами отчетности. В состав специфических требований, например, входит возможность работы с тестовыми выражениями и массивами тестовых данных.
***
Развитие российского рынка RPA, повышение эффективности деятельности предприятий и энтузиазм специалистов стимулируют дальнейшее развертывание решений программной роботизации.