Согласно отчету Gartner, в условиях роста потребности компаний в автоматизации повторяющихся задач ожидается, что в 2022 году глобальная выручка от программного обеспечения роботизации бизнес-процессов (robotic process automation, RPA) достигнет 2,9 млрд долл., что на 19,5% выше прошлогодних результатов.
Наибольшая доля выручки при этом будет приходиться на Северную Америку (48,5%), далее следуют Западная Европа и Япония (19% и 10% соответственно).
Компании стремятся увеличивать свои расходы на программные решения RPA, поскольку у них много повторяющихся операций, выполняемых вручную, считают в Gartner. Благодаря автоматизации они смогут высвободить время сотрудников, а те в свою очередь получат возможность сосредоточиться на решении стратегических задач.
Спрос обостряет конкуренцию между поставщиками программного обеспечения RPA, которые начинают выходить за рамки традиционной схемы, ориентированной на единую технологию, и дополняют уже существующее предложение более продвинутым набором инструментов, включающим в себя платформы для разработки приложений с написанием минимального объема программного кода, средства анализа процессов и задач, компоненты для моделирования решений, платформы интеграции, предоставляемые в качестве сервиса (iPaaS, integration platform as a service), технологии компьютерного зрения и функции управления идентификацией.
Существующие тенденции помогают развивать технологии, способствующие гипеавтоматизации. Согласно определению Gartner, гиперавтоматизация объединяет множество технологий, которые компании могут использовать для быстрого выявления, изучения и автоматизации максимального количества процессов.
Несмотря на то, что выручка от RPA будет продолжать увеличиваться, общий рост замедлится. В 2021 году выручка от продаж программного обеспечения RPA выросла на 31%, что выше прогнозируемого роста на 19,5% в текущем году, а в следующем аналитики ожидают дальнейшего замедления роста до 17,5%. При этом выручка достигнет 3,5 млрд долл.
Связано это с тем, что технологические усовершенствования для обеспечения компоновки бизнес-архитектуры (модернизация стратегии интеграции, распределенное облачное хранилище, переход на облачные приложения) более приоритетны по сравнению с требованиями к автоматизации или эффективности бизнес-процессов. В компонуемой архитектуре ИТ-ресурсы рассматриваются как сервисы, которые могут предоставляться по мере необходимости в зависимости от потребностей различных приложений и пользователей.
Медленное внедрение одной или нескольких бизнес-функций удлиняет цикл окупаемости инвестиций, что становится одной из причин замедления темпов роста затрат на RPA. Одной из причин медленного развертывания является нацеленность проектов RPA на конкретный процесс или инициативу, что затрудняет масштабируемость при адаптации ботов RPA к различным потребностям организации или бизнес-функций.