Розовые очки генерального директора

Каждый второй генеральный директор полагает, что все сотрудники имеют доступ к нужным им данным и инструментам анализа


Economist Intelligence Unit: текущее состояние инициатив, связанных с обработкой данных, расценивается руководителями компаний позитивнее, чем управленцами нижестоящего звена

12:34 20.04.2015   |   3217 |  Тор Олавсруд |  CIO Magazine, США

Рубрика Предприятие



Как утверждается в новом исследовании, проведенном Economist Intelligence Unit, взгляды генеральных директоров на текущее состояние и преимущества инициатив, связанных с данными, могут заметно отличаться от взглядов остальных сотрудников, причем, как правило, в позитивную сторону.

Результаты исследования, прошедшего в сентябре и октябре прошлого года, показали, что руководители предприятий гораздо больше убеждены в том, что данные и аналитические инструменты доступны их подчиненным: 47% генеральных директоров полагают, что все сотрудники имеют доступ к нужным им данным. Среди других участников опроса таковых насчитывалось только 27%. Кроме того, 43% генеральных директоров уверены: сбор релевантных данных и предоставление доступа к ним происходят в режиме реального времени. Что касается остальных сотрудников, то эту точку зрения разделяют 29%.

Генеральные директора с оптимизмом оценивают способность сотрудников извлекать из данных полезную для себя информацию: 38% полагают, что именно так и происходит. Аналогичного мнения придерживаются лишь 24% респондентов, занимающих другие должности. Особенно мрачно смотрят на ситуацию руководители рангом ниже: вице-президенты, старшие вице-президенты и заместители директора. Только 19% из их числа полагают, что данные помогают сотрудникам глубже понимать происходящее.

«Лично я подозреваю, что события развиваются здесь по классическому сценарию: нижестоящие сотрудники рисуют генеральному директору совершенно радужную картину, – указал Билл Фрэнкс, главный аналитик компании Teradata, финансировавшей исследование. – Происходит сбой в цепочке коммуникаций, поскольку никто не хочет сообщать высшему руководству плохие новости».

Вместе с тем респонденты, имеющие непосредственное отношение к инициативам, связанным с данными, могут быть настроены чересчур пессимистично.

«Люди, знакомые с ситуацией не понаслышке, хорошо понимают сильные и слабые стороны этих данных, – пояснил Фрэнкс. – Работая с ними ежедневно, вы хорошо представляете себе их недостатки. Возможно, это и порождает чрезмерный пессимизм».

В качестве примера Фрэнкс привел большой супермаркет, который начал собирать аналитическую информацию в своей системе кассовых терминалов. Гастрономический отдел не был подключен к этой системе, и его сотрудник в конце дня регистрировал в системе лишь общие сведения о продажах: 5 кг ветчины, 8 кг сыра и т. д. Для учета продаж в целом это было неплохо, но совсем не годилось для анализа покупок, совершенных каждым конкретным покупателем.

«В зависимости от характера использования данных отдельные недостатки могут не играть особой роли или же, напротив, портить всю картину», – заметил Фрэнкс.

Переоценивает ли генеральный директор значение данных?

Исследование Economist Intelligence Unit показало, что зачастую руководители предприятий склонны переоценивать важность инициатив, связанных с данными. К примеру, 53% генеральных директоров полагают, что использование данных позволяет разгрузить руководителей в процессе принятия решений и делегировать полномочия подчиненным. С этим согласны только 36% респондентов на других должностях.

Доля генеральных директоров, отмечавших повышение вовлеченности сотрудников в работу предприятия, степени их удовлетворенности и уменьшение текучки кадров, составила 51%. Согласны с ними 35% других респондентов. В том, что развертывание систем обработки данных улучшает качество руководства и увеличивает скорость принятия решений, убеждены 58% генеральных директоров и только 47% других сотрудников.

Такой разрыв может показаться совершенно необъяснимым, даже если допустить, что в докладах генеральный директор получает искаженные результаты, но, возможно, причиной всему является широта взглядов руководителя. Некоторые футбольные команды укомплектованы защитниками и нападающими высшего класса, а вот полузащита выпадает из игры. Точно так же для одних подразделений данные могут быть исключительно полезны, в то время как другим они никакой пользы не приносят.

«Очень часто бывает так, что ваша команда демонстрирует наивысшие показатели в одной или двух категориях, уступая при этом в остальных, – пояснил Фрэнкс. – На крупных предприятиях различные подразделения имеют разные потребности, находятся в разных офисах и придерживаются разной культуры. Возможно, некоторые подразделения действительно очень хороши в аналитике, тогда как другие – нет».

Из отчета становится ясно, что организации, управляемые на основе данных, превосходят своих конкурентов и являются более инновационными. Исследование Economist Intelligence Unit выявило высокий уровень корреляции между предрасположенностью компании к оценке данных при принятии решений и ее рентабельностью и способностью к инновациям: 59% компаний, управляемых данными, демонстрируют более высокий уровень рентабельности по сравнению с конкурентами и 63% из них проповедуют культуру творчества и инноваций. Среди компаний с низкой степенью использования данных эта доля составляет соответственно 40 и 37%.

Тем не менее организовать управление на основе анализа данных не такая уж простая задача. Хотя у руководителей и складывается довольно радужная картина относительно того, как идет реализация инициатив, связанных с данными, исследование показало, что компании испытывают определенные трудности с обеспечением доступа к данным и пониманием ситуации на основе их анализа.

Большинство участников опроса (57%) полагают, что их компания не справляется со сбором и распространением важной деловой информации. В наибольшей степени страдают от этого неэффективные, менее инновационные и недостаточно оснащенные в техническом плане предприятия, но и самым передовым в этом отношении компаниям приходится прикладывать немало усилий, чтобы обеспечить доступ к данным даже в пределах своей организации. Почти две трети респондентов отмечают, что у некоторых подразделений дела с доступом к данным обстоят лучше, чем у других, причем в большей степени это выражено в крупных компаниях (с годовым оборотом свыше 500 млн долл.).

Проблемы с данными

Некоторые типы данных приносят организациям лишь огорчения. Наиболее полезными (на это указал 61% опрошенных) и одновременно доступными (77% респондентов) считаются данные ежедневных транзакций. Совсем иная картина складывается с данными о демографическом составе и поведенческих шаблонах клиентов.

По своей ценности эти данные занимают второе место, но только 28% респондентов сообщили об их доступности широкому кругу сотрудников. О релевантности и полезности внешних данных, касающихся состояния рынка, говорили 45% опрошенных, но только 36% отметили их доступность.

В опросе Economist Intelligence Unit принимали участие 362 высокопоставленных менеджера из крупных компаний. Из них 15% занимают должность генерального директора или президента, 29% относятся к числу руководителей высшего звена, 25% являются управляющими и исполнительными директорами либо руководителями бизнес-подразделений, а 31% исполняют обязанности старшего вице-президента, вице-президента или заместителя директора.


Теги: Автоматизация предприятий Статьи Большие данные in_bigdata Большие данные и бизнес
На ту же тему: