Онлайн-обучение: мир не позволит нам не меняться

«Современная цифровая образовательная среда в РФ» — приоритетный проект в области образования, целью которого является качественное и доступное онлайн-обучение граждан страны с помощью цифровых технологий


09:57 09.01.2019   |   11957 |  Мелиса Савина |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Студенты высших и средних образовательных учреждений, преподаватели вузов и колледжей, а также предприниматели позитивно относятся к внедрению элементов онлайн-обучения в традиционное образование.

24 декабря исследовательско-консалтинговая компания ifors (партнер ВЦИОМ) представила результаты опроса «Восприятие онлайн-обучения в РФ», проведенного в рамках реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». В нем приняли участие аудитории пяти категорий: студенты, преподаватели вузов, преподаватели ссузов, администрация учебных заведений и представители бизнеса. Исследование показало, что в целом респонденты положительно относятся к дистанционному обучению. Так, позитивно воспринимают интернет-технологии 87% студентов и 73% работодателей. 89% преподавателей вузов и 62% преподавателей ссузов не против удаленного обучения и тестирования, 80% преподавателей в целом поддерживают внедрение обязательных онлайн-курсов. Исследование выявило интересную вещь: типичный пользователь онлайн-платформ по возрасту не совсем типичный студент. Это молодой человек 25-34 лет, проживающий в Центральном федеральном округе, в первую очередь изучающий гуманитарные или экономические специальности и получающий уже не первое образование.

Результаты кореллируют с тем, что видят, например, в Contented. Руководитель компании Евгений Стройнов рассказал, что на онлайн-курс по дизайну интерфейсов, запущенный организацией совместно с Mail.ru Group, чаще всего приходят люди 23-35 лет – осознающие, чего хотят, и готовые платить. Он отметил, что на рынке сейчас нет стратегии, чему и как учить, все предложения находятся в разряде экспериментов.

Эксперт в области дополнительного образования и электронного обучения Александр Молчанов тоже считает, что 25-36 лет – возраст «осознанного саморазвития». По его словам, вузы давно мечтают о таких студентах. Чтобы найти их, образовательные учреждения «должны прийти в онлайн».

В Mail.ru Group подтвердили интерес к онлайн-образованию у студентов-гуманитариев, несмотря на то что сама компания предлагает технические курсы, например, по программированию. Директор по связям с университетами Сергей Марданов отметил необходимость ориентироваться на спрос, но добавил, что базовые знания по физике и математике тоже пользуются популярностью. По его мнению, основным достоинством модели онлайн-обучения можно считать ее более быстрое по сравнению с государственными программами развитие. В современном мире никто не знает, какие профессии пригодятся в ближайшем будущем. Онлайн-курсы позволяют быстрее среагировать на меняющийся спрос. При этом перед обучающимися встает вопрос, который каждый решает самостоятельно: доверять ли проектам, запущенным не на базе государственных профессиональных стандартов.

Председатель координационного совета региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков акцентировал внимание, что онлайн-обучение сейчас выглядит как смешанная модель. То есть это не сугубо дистанционное образование, но обучение, дающее дополнительные знания к тем, что учащиеся получают офлайн.

Замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская отметила несколько важных вещей. Первое — нужно понимать: онлайн-обучение не снижает качество, но усиливает визуализацию, чтоповышает уровень освоения материала. Второе – у молодежи есть запрос на скорость, и на этот запрос надо реагировать. Третье — фундаментальное образование никуда не денется, но и прикладному образованию следует уделять должное внимание. При развитии онлайн-обучения необходимо постоянно мониторить спрос и предложение на него и появление новых интернет-технологий.

Константин Козлов, генеральный директор «Национального центра электронного образования», одной из структур «Ростеха», указал на минусы онлайн-обучения. Основной проблемой является то, что онлайн-обучение сложнее проверить и, соответственно, довериться ему: стоит ли оно запрашиваемых денег, окажется ли интересным и пр.

Если говорить о бизнесе, то компании создают курсы «под себя», рассказал Козлов, и курсы Сбербанка могут не пригодиться в ВТБ, хотя обе эти организации – банки. Они преследуют свои корпоративные задачи, и об этом следуют помнить.

В целом онлайн-образование необходимо, считает Козлов. Хотя бы потому что, дети сейчас уже рождаются в цифровом мире, и игнорировать реальность не получится. Современные школьники ожидают от площадок выполнения функции агрегации: они хотят искать и получать в этом помощь, а не работать с «кладбищем ресурсов», на котором много материалов, но непонятно, насколько они интересны и полезны. «Мир не позволит нам останавливаться, не позволит не изменяться», — заключил эксперт.


Теги: Государство, общество и ИТ Цифровая экономика Онлайн-образование ИТ в образовании
На ту же тему: