Большая перемена. Мировой рынок электронных подписей

В DocuSign утверждают, что у них насчитывается свыше 200 млн пользователей по всему миру, а годовой объем продаж вплотную приблизился к полумиллиарду долларов


17:05 15.05.2018  (обновлено: 15:07 16.05.2018)   |   4225 |  Лори Кларк |  Computerworld, Великобритания

Рубрика Индустрия



Компания DocuSign, лидер глобального рынка электронных подписей, готовит IPO.

Компания DocuSign намерена избавить мир от пересылки бумажных документов на далекие расстояния, упростив их электронную подпись, которая будет применяться при аутентификации и обмене электронными документами как организациями, так и частными лицами.

Поначалу компания ориентировалась на сферу недвижимости, но теперь предлагает свои услуги предприятиям самых разных отраслей, в том числе банковской, фармацевтической и телекоммуникационной. В партнерстве со Stripe она намерена также освоить сектор онлайн-платежей.

Система DocuSign Payments позволит организациям получать платежи и подписи одновременно. Предлагаемая технология упрощает проведение платежей с помощью всех популярных систем банковских карт, а также Apple Pay, Android Pay и Paypal. Приложения сервиса могут охватить сферу аренды автомобилей, сдачи недвижимости, а также распространения страховых полисов.

Основой для развития рынка электронных подписей стал бум глобального бизнеса и транзакций электронной коммерции. При этом предприятия озабочены вопросами безопасности и ищут средства управления цифровыми транзакциями, которым можно было бы доверять.

Приближающееся IPO вызывает дополнительный интерес к этому сектору, а некоторые конкуренты уже пытаются извлечь из этого дивиденды и для себя.

«Надвигающееся IPO привлекает вполне заслуженное внимание к отрасли электронной подписи, оцениваемой в 25 млрд долл., и ее лидерам, в том числе к предлагаемому нами сервису eSignLive», – заявил Скотт Клементс, генеральный директор компании Vasco, конкурирующей с DocuSign.

IPO, которое готовит DocuSign, может побудить другие частные компании (например, Secured Signing), работающие на рынке электронных подписей, последовать ее примеру.

В 2015 году наибольшей популярностью пользовались средства электронной подписи, развертываемые в собственной ИТ-среде клиента. На них приходилось 60% оборота рынка.

Сегодня активно развиваются облачные решения, позволяющие добавлять подписи к документам в удаленном режиме. Ожидается, что после 2022 года эти модели, толкающие рынок вперед, займут на нем доминирующее положение.

Средства простановки электронной подписи все чаще предлагаются в рамках модели SaaS. Индивидуальным потребителям DocuSign предоставляет соответствующую технологию в своем приложении бесплатно, а предприятия могут оформить подписку на получение необходимых им услуг. В рамках тарифного плана Business Pro стоимостью 33 фунта стерлингов в месяц организация получит весь необходимый функционал для подписи документов и удаленного проведения платежей.

По оценкам Business Insider, в период с 2017-го по 2023 год объемы продаж на мировом рынке электронных подписей будут ежегодно увеличиваться на 34,7% и к концу этого периода достигнут 9 млрд долл.

В настоящее время рынок электронных подписей растет очень быстрыми темпами, но в перспективе он может столкнуться с конкуренцией со стороны средств биометрической аутентификации, обеспечивающих распознавание на основе голоса или отпечатков пальцев.

Некоторые компании, работающие на рынке электронных подписей, (например, Icon UK) уже интегрируют в каждую подпись на бумаге биометрическую информацию о ритме написания, давлении и т.д.

Соответствующая культура получает все более широкое распространение. Исследование, проведенное IBM, показало, что 87% людей в ближайшей перспективе будут чувствовать себя достаточно комфортно, используя средства биометрической аутентификации.

В DocuSign утверждают, что у них насчитывается свыше 200 млн пользователей по всему миру, а объем продаж компании за последний год вырос на 39%, до 485 млн долл.

Компания подходит к порогу, который считается приемлемым для проведения IPO. «Наш операционный денежный поток обеспечивает нам безубыточность», – отметил генеральный директор DocuSign Дэн Спрингер в интервью MarketWatch в 2017 году, где обсуждалась подача заявки на проведение IPO в начале 2018 года.

Тем не менее, по итогам последнего финансового года компания сообщила об убытках в размере 52 млн долл., пускай и меньших по сравнению с убытками в 115 млн долл., полученными в предыдущем году. Инвесторов предупредили, указав, что у DocuSign «долгая история операционных убытков, в связи с чем достичь прибыльности в будущем или удержаться на этом уровне, возможно, и не удастся». Впрочем, подобные заявления в преддверии IPO для технологических компаний – не редкость.

При наличии таких конкурентов, как Adobe Sign и Secured Signing, компании DocuSign удалось увеличить в 2016 году свою долю на рынке электронных подписей до 40%. В 2017 году она заняла четвертое место в списке Forbes Cloud 100, где были представлены лучшие частные облачные компании мира. Продукты DocuSign интегрированы с технологиями Apple, Google, Windows и SalesForce, предлагается и целый ряд мобильных приложений.

В 2011 году DocuSign выпустила бесплатное приложение для Apple iOS, Google Android и Windows Phone, и в настоящее время по итогам 18 тыс. отзывов имеет в App Store рейтинг 4,9.

DocuSign получает финансирование от инвестиционных фондов Bain Capital и ClearBridge Investments, а также от компаний, которым она предоставляет свою технологию, в том числе от Salesforce, Apple и Dell.

В статусе частной компании DocuSign работает уже на протяжении 15 лет. Сегодня это уже нельзя назвать отклонением от нормы. Все больше технологических компаний предпочитают откладывать проведение IPO.

В 2017 году заявку на IPO подали всего 27 технологических компаний, тогда как в 2013 году таковых насчитывалось 50. Чем объяснить такое положение дел при наличии 171 частного гиганта с венчурным финансированием, оцениваемого в сумму свыше 1 млрд долл.

Одной из причин может быть неудовлетворительное IPO известных компаний, таких как Snapchat и Blue Apron, в 2017 году. Обе они завершили год с капитализацией ниже, чем после выхода на публичный рынок. Другая связана с доступностью существенных объемов финансирования, предоставляемого 100-миллиардным фондом Softbank и прочими. Однако в 2018 году, после успешного дебюта Dropbox на рынке ценных бумаг ситуация для DocuSign может измениться.

К технологическим компаниям, которым в 2018 году удалось успешно провести IPO, относятся также Spotify и разработчик корпоративного программного обеспечения Zuora. Оценка технологических компаний, вышедших в 2018 году на IPO, уже достигла 7 млрд долл. – это больше, чем в 2015 и 2016 годах вместе взятых. И хотя ориентированные на потребительский рынок технологические гиганты Uber, Airbnb и Pinterest в последние годы обсуждают тему IPO неохотно, они вполне могут стать следующими в этой очереди. Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи заявил, что его компания, оцениваемая сейчас в 68 млрд долл., планирует выйти на IPO в 2019 году. Lyft и Airbnb также сигнализируют о подготовке к этому процессу.


Теги: Электронная коммерция Электронная подпись IPO Аутентификация
На ту же тему: