Культовому планшету Microsoft Surface Pro исполнилось пять лет. Первой его версии не было равных среди других высокопроизводительных Windows-планшетов и ноутбуков с отсоединяемыми экранами, но к пятой годовщине корпорация Microsoft подрастеряла свое преимущество.
Команда Microsoft Surface отметила в Twitter очередную годовщину «революции», которая началась с отказа от Windows RT, имевшей весьма ограниченные возможности, и вывода на рынок планшетов с полнофункциональной Windows 8. «Пять лет назад мы представили планшет Surface Pro, ознаменовавший собой начало революции, – говорится в твите Microsoft. – И это было только начало».
Падение продаж Surface
Однако впоследствии мощный стартовый импульс стал ослабевать. По оценкам IDC, продажи устройств Surface с отсоединяемыми экранами за последний год снизились почти на 19%. Отчет IDC, в котором проанализировано состояние рынка планшетов и трансформеров, показывает, что в отрасли доминируют планшеты с операционными системами Android и iOS, выпускаемые в большом количестве компаниями Apple, Samsung и другими производителями.
Благодаря популярности своих продуктов Surface, Microsoft все еще присутствует в рейтинге, постепенно смещаясь к его нижней части. Впрочем, в этом году планшеты Microsoft не упоминались ни разу. Продажи Surface сокращались на протяжении всего 2017 года, а особенно в четвертом его квартале.
Почему на это стоит обратить внимание? Устройства Surface Pro играли очень важную роль для Microsoft, поскольку порождали у других поставщиков ПК дополнительные стимулы к выпуску тонких и легких планшетов на базе Windows, которым отводилась роль мощных машин делового назначения. Одной из причин снижения продаж Microsoft стали успехи конкурентов (появление, в частности, модели Lenovo Miix 520), но сказались и другие факторы. И все же потребители должны быть благодарны Microsoft. Это одна из немногих компаний, которые готовы идти на риск, предлагая новые продукты в новых категориях.
Полоса неудач
В четвертом квартале минувшего года Microsoft, по свидетельству старшего аналитика IDC Лорен Генвер, продала 748 тыс. устройств Surface, на 18,8% меньше, чем в четвертом квартале 2016 года. Всего же за 2017 год было продано 3 млн устройств Surface, на 16,8% меньше, чем в 2016 году.
Сюда относены все модели Surface с отсоединяемым экраном: Surface Pro 3, 4 и Pro 2017, а также Surface Book и Surface Book 2. (IDC исключает Surface Studio и Surface Hub, два нишевых продукта Surface, а также Surface Laptop с несъемным экраном.)
Стоит отметить, что продажи на рынке планшетов в целом тоже снижаются, хотя и не так быстро. По оценкам IDC, за 2017 год они сократились на 7,9%.
При ближайшем рассмотрении можно видеть, что в своих проблемах Microsoft не одинока. Более того, у компании даже есть повод для оптимизма. По данным IDC, Microsoft является шестым по объему продаж производителем планшетов, уступая прежде всего компаниям Apple и Amazon, которые продали 13,2 млн устройств iPad и 7,7 млн планшетов Fire соответственно. Но при этом продажи iPad находятся на стабильном уровне, а продажи Fire почти удвоились после того, как Amazon стала предлагать их по невероятно низким ценам. У компании Samsung, занимающей достаточно прочное положение на рынке планшетов, продажи сократились на 13%.
Microsoft располагается на втором месте в сегменте "истинных" (по определению IDC) трансформеров. Лидирует здесь Apple iPad Pro. В настоящее время доля продаж устройств с отсоединяемыми экранами составляет 14%, и ожидается, что в перспективе она будет увеличиваться.
Снижение продаж Microsoft Surface, по мнению Генвер, объясняется целым рядом причин. Во-первых, никто не ожидал, что владельцы планшетов будут относиться к ним так же, как к ноутбукам: купив одно устройство, держать его у себя на протяжении четырех-пяти лет. Обладатели смартфонов меняют их в среднем каждые два года.
Следует отметить также отсутствие существенных изменений в семействе Surface. Именно поэтому редакция PC World довольно невысоко оценила обновленную версию Surface Pro 2017 в сравнении с ее конкурентами. «Думаю, что неудачи Microsoft связаны главным образом с неравномерностью циклов обновления продуктов, – указала Генвер. – Устройства нового поколения мало чем отличаются от своих предшественников».
В Microsoft отказались комментировать это заявление. В ходе недавней встречи с журналистами и аналитиками руководство корпорации попыталось несколько сгладить ситуацию, указав, что число проданных устройств сократилось, но в денежном выражении продажи увеличились на 1%. «Продажи Surface Pro, Book и Laptop должны из года в год расти, и наблюдающееся снижение продаж обусловлено сезонными факторами».
Always Connected PC – новый джокер
Появление у продуктов Microsoft Surface достойных конкурентов идет на пользу клиентам и стимулирует дальнейшие инновации. Неясно лишь, как повлияет на эту динамику установка Windows 10 на устройства с процессорами ARM.
К настоящему моменту Acer, HP и Lenovo уже анонсировали продукты Always Connected PC с чипами Qualcomm Snapdragon, для которых увеличение продолжительности работы от батареи всегда было важнее показателей производительности. Microsoft с энтузиазмом включилась в проект Qualcomm, но до сих пор так и не представила устройств, относящихся к новой категории. В связи с этим компания рискует из лидера превратиться в аутсайдера. Все будет зависеть от того, насколько хороши окажутся планшеты конкурентов.
Мировой рынок планшетов
На рынке планшетов доминируют производители устройств на платформе Android
Производитель | Объем поставок (млн шт.), 2017 | Доля рынка (%), 2017 | Объем поставок (млн шт.), 2016 | Доля рынка (%), 2016 | Рост за год (%), 2017/2016 |
Apple | 43,8 | 26,8 | 42,6 | 24,3 | 3,0 |
Samsung | 24,9 | 15,2 | 26,6 | 15,2 | -6,4 |
Amazon.com | 16,7 | 10,2 | 12,1 | 6,9 | 38,0 |
Huawei | 12,5 | 7,7 | 9,8 | 5,6 | 28,0 |
Lenovo | 10,3 | 6,3 | 11,0 | 6,3 | -6,3 |
Другие | 55,3 | 33,8 | 72,8 | 41,7 | -24,1 |
Всего | 163,5 | 100,0 | 174,9 | 100,0 | -6,5 |
Примечание: учитываются как «обычные» планшеты, так и компьютерные устройства с отсоединяемыми клавиатурами.
Источник: IDC, февраль 2018.