ЦОД — 2018: Десять главных прогнозов по версии IDC

Проекты модернизации позволят заказчикам перейти на более прозрачные операционные модели и обеспечить понимание того, что ИТ-руководители должны принимать обоснованные решения по размещению рабочей нагрузки


09:17 29.01.2018   |   4561 |  Энн Беднарц |  Network World, США

Рубрика Предприятие



Жизненный цикл центров обработки данных измеряется десятилетиями, но технологии, используемые в них, меняются постоянно.

«Сегодняшние ЦОДы не соответствуют оборудованию, которое находится у них внутри, – подчеркнула Дженнифер Кук, возглавляющая в IDC направление исследований тенденций и стратегий в области центров обработки данных. – Это напоминает размещение современных компонентов iMac в корпусе компьютера Macintosh образца 1984 года. Они не слишком сочетаются друг с другом. Требования к электропитанию, охлаждению и организации внутреннего пространства существенно изменились».

Несоответствие это заставляет организации проводить капитальную модернизацию своих ЦОДов, приводить их в порядок, чтобы обеспечить требуемое ускорение выполнения бизнес-операций. По оценкам IDC, к 2020 году спрос на прикладные системы следующего поколения и новые ИТ-архитектуры заставит 55% организаций модернизировать имеющиеся у них мощности или развернуть новые ресурсы.

Необходимость модернизации – один из десяти ключевых прогнозов IDC в отношении глобального рынка ЦОДов на ближайшие три года. В аналитической компании считают, что отрасль продолжит движение в сторону программно-конфигурируемой инфраструктуры, будет внедрять ИТ-инфраструктуру с автономным управлением и расширять использование моделей с изменением оплаты в зависимости от фактического потребления.

«В ЦОДы придут технологии и операционные модели, адаптированные к более быстрым темпам изменений, – указала Кук. – Они начнут оказывать серьезное влияние на физические объекты и сами ЦОДы. ИТ-организации осознают необходимость инноваций и предоставления ресурсов, способствующих дальнейшему развитию бизнеса, необходимость проведения преобразований со скоростью бизнеса, а не со скоростью, присущей традиционным ИТ. Все это окажет непосредственное воздействие на решения, связанные с ЦОДами, в том числе на то, чьи ЦОДы имеет смысл использовать, как проводить модернизацию и как платить за ресурсы».

Перечислим десять главных прогнозов IDC в отношении ЦОДов на ближайшую перспективу сроком от одного до трех лет.

Модернизация ЦОДов. К 2020 году потребность в приложениях следующего поколения и новых ИТ-архитектурах в критически важных для бизнеса областях заставит 55% предприятий модернизировать свои ЦОДы путем обновления уже существующих ресурсов и развертывания новых.

Рационализация рабочей нагрузки. К 2019 году 50% организаций займутся рационализацией рабочей нагрузки и ускорением внедрения средств нового поколения, что приведет к коренным изменениям в проектировании и размещении инфраструктуры, а также в моделях ИТ-операций.

Гибридные ИТ-операции. К концу 2019 года 70% компаний, вовлеченных в цифровую трансформацию, для удовлетворения своих бизнес-потребностей станут активнее проводить инвестиции в ИТ и составлять операционные планы. Изменятся и подходы к найму персонала. Организация потребуется обеспечить наличие специалистов, обладающих необходимыми для выстраивания цифровых бизнес-моделей и бизнес-процессов навыками.

Модульность. К 2021 году расширение сферы применения энергоемких вычислительных технологий заставит большинство операторов крупных ЦОДов взять на вооружение модульный подход к развертыванию ресурсов.

ИТ по требованию. К 2020 году оплата ресурсов на основе их фактического потребления вытеснят традиционные подходы по мере совершенствования моделей предоставления ресурсов в качестве сервиса. На них будет приходиться около 40% от общего объема затрат предприятий на ИТ-инфраструктуру.

Тотальный контроль данных. К 2021 году 25% крупных предприятий обратят обязательные инвестиции в выполнение нормативных требований себе на пользу благодаря повсеместному развертыванию средств автоматизированного контроля данных в облаках, ЦОДах и на периферийных (edge) системах.

Программно-конфигурируемые ИТ. К концу 2019 года потребность в повышении гибкости, улучшении управляемости и расширении управления активами заставит компании, вовлеченные в процесс цифровой трансформации, перевести свыше половины ИТ-инфраструктуры на программно-конфигурируемую модель.

ЦОДы с интеллектуальными периферийными узлами. К 2021 году в половине ЦОДов критически важная инфраструктура будет автономной. Продолжится и развертывание автономных ИТ на интеллектуальных периферийных узлах. Организации будут пытаться связать ресурсы ядра и периферийных узлов сети для поддержки инициатив цифровой трансформации.

Цифровые кампусы. К 2021 году свыше 50% компаний, работающих с потребительским рынком, будут ежегодно инвестировать в обновление своих сетевых и вычислительных ресурсов, а также ресурсов хранения на периферийных узлах сети больше, чем в модернизацию основных ЦОДов.

Гарантированный уровень качества обслуживания. В 2019 году 60% цифровых сервисов не смогут обеспечить желаемый уровень обслуживания клиентов в силу своей неспособности осуществлять эффективный мониторинг и быстро реагировать на изменение потребностей в производительности и других ресурсов в условиях снижения цен.

На веб-конференции, посвященной обсуждению прогнозов IDC в отношении ЦОДов, к Кук присоединились руководитель направления исследований стратегий финансирования технологий Сюзан Миддлтон и Ричард Вилларс, вице-президент IDC, курирующий вопросы ЦОДов и облаков.

«С развитием облачных систем планка скорости и гибкости поднята очень высоко, – пояснила Кук. – Внутренние ИТ необходимо преобразовывать к сервисному типу, а в рамках традиционных ЦОДов сделать это очень сложно».

Модернизация центров обработки данных

Проекты модернизации позволят компаниям перейти на более прозрачные операционные модели и обеспечить понимание того, что ИТ-руководители должны принимать обоснованные решения по размещению рабочей нагрузки.

«Технологии автоматизации, присутствующие не только в ИТ-инфраструктуре, но и внутри критически важной инфраструктуры энергоснабжения и охлаждения, помогут повысить эффективность использования ресурсов и улучшить управление активами, – подчеркнула Кук. – Упрощайте себе жизнь, инвестируя в интеллектуальные технологии. Средства, передающие информацию о текущем состоянии, производительности и имеющейся емкости, существуют уже довольно давно, но организациям нужно найти им достойное применение. И это должно привести к серьезным переменам. Умение собирать и анализировать данные критически важной инфраструктуры в реальном времени является необходимым, но не достаточным условием, особенно в распределенной и многообразной экосистеме ИТ».

«ИТ как сервис» на подъеме

Особо Миддлтон затронула перспективы использования в ЦОДах моделей закупок ИТ в качестве сервиса и оплаты в соответствии с фактическим потреблением.

Стратегии закупок в последние несколько лет сдвигаются в сторону оплаты за фактическое потребление, причем наблюдается рост этой тенденции. «Модели закупок на основе фактического потребления, обеспечивающие гибкость и прозрачность платежей, становятся обязательным требованием как финансового директора, так и директора ИТ-службы, – пояснила Миддлтон. – К 2020 году на ИТ, предлагаемые в качестве сервиса, будет приходиться до 40% затрат на корпоративную ИТ-инфраструктуру».

Еще одной причиной происходящих перемен является цифровая трансформация. Изменение моделей рабочих мест, потребность в повышении гибкости ИТ и прозрачности расходов становится дополнительным стимулом для принятия решений об инвестициях на основе фактического потребления. Со своей стороны, поставщики услуг предлагают новые программы закупок ИТ и сервисные модели, сулящие дополнительную выгоду по сравнению с традиционными технологиями. Ожидается, что темпы инноваций будут и далее быстро расти.

«ИТ-службам новые модели обещают более глубокое понимание характера использования и затрат, связанных со всеми уровнями потребления ИТ. Причем новая информация может противоречить ранее сделанным предположениям. Сервисные программы привнесут в ЦОДы простоту и характерную облакам гибкость, но потребуют перехода к структуре затрат на основе имеющихся финансовых ресурсов, которая может существенно отличаться от более распространенной сегодня модели капитальных затрат.

«ИТ-службы должны переводить инвестиции в технологические ресурсы на простые и прозрачные модели, – указала Миддлтон. – Необходимо разработать четкие бизнес-параметры для всех обслуживающих сервисов и внесения оплаты на основе фактического использования, с тем чтобы ИТ-службы могли легко оценивать влияние технологических затрат на результаты бизнеса. Попросите поставщиков технологий и сервисов объяснить, как отразятся их предложения, учитывающие фактическое потребление, на общей структуре затрат в краткосрочной и долгосрочной перспективе».

Программно-конфигурируемые решения пойдут на пользу периферии сети

Вилларс уделил особое внимание тенденции перехода на программно-конфигурируемые ИТ, еще раз повторив, что в ближайшие пару лет более половины своей ИТ-инфраструктуры ядра и периферии сети компании переведут на программно-конфигурируемую модель. Это позволит добиться желаемой гибкости и эффективности и окажет существенное влияние на управление организациями своими ЦОДами.

«Они не будут использовать программно-конфигурируемую архитектуру в каких-то отдельно взятых случаях, тестируя ее для каждого конкретного варианта, – пояснил Вилларс. – Речь идет о полной замене существующих моделей на программно-конфигурируемую с прицелом на долгосрочную перспективу. На этом уровне программно-конфигурируемая архитектура будет выполнять роль важнейшего ускорителя развертывания ИТ на периферии сети. Большая часть истинных ценностей, получаемых организациями от программно-конфигурируемых моделей, связана с наращиванием усилий по развертыванию ИТ-ресурсов на периферии. Это создает более стабильную и стандартизированную основу для начала поставок цифровых бизнес-сервисов на фабрики, в медицинские учреждения, предприятия розничной торговли и аэропорты. Важное значение для ИТ-служб имеют и кадровые вопросы. Дефицит специалистов необходимой квалификации будет лишь нарастать. Задумываясь о внедрении у себя программно-конфигурируемой инфраструктуры, компании вынуждены искать специалистов по налаживанию взаимодействия сервисов, автоматизации развертывания, обеспечению закупок, а также по оптимизации использования ресурсов».

Такая оптимизация особенно важна для компаний, желающих извлечь максимум из активов, задействованных не в полной мере.

«Программно-конфигурируемая инфраструктура не только упрощает развертывание ресурсов, но и оптимизирует их использование, – указал Вилларс. – Именно этого предприятиям всегда и не хватало».

Интеллектуальные периферийные вычисления

Вычисления на периферии сети оказывают влияние и на проектирование основных ЦОДов.

Доставка ИТ-сервисов на периферию требует большей автономии. Ресурсы на периферии сети становятся более интеллектуальными, поддерживают удаленное управление и самостоятельно восстанавливают свою работоспособность после сбоев. Проводя эксперименты с технологией на периферии, компании рассчитывают оснастить интеллектуальными функциями и другие ресурсы ЦОД.

«Периферия в данном случае выступает в качестве поля для экспериментов, призванных подтвердить необходимость дистанционного управления, – пояснила Кук. – Мы убеждены в том, что инвестиции в интеллектуальную периферию – стандартизированные ресурсы и интеллектуальные технологии – будут способствовать их более широкому распространению и на уровне ядра. Для ИТ-служб это означает появление на периферии новых инструментов, отвечающих стандартам. ИТ-навыки будут развиваться в соответствии с этой новой моделью, ориентируясь в основном на улучшение анализа данных в целях оптимизации использования ресурсов ЦОДов».

Для закупки ресурсов для периферии нужны навыки в области управления данными, а также экспертные знания в части управления партнерами и договорами, которыми мало кто сегодня может похвастаться.

IDC рекомендует ИТ-руководителям разработать систему, которая позволит улучшить координацию использования важнейших сетевых и ИТ-ресурсов. Важное значение имеет и сотрудничество с поставщиками, которые способны повысить уровень прозрачности и контроля. Предоставление такими партнерами в реальном времени данных о загруженности, текущем состоянии, эффективности и затратах будет играть решающую роль при принятии решений о наилучшем выборе ЦОДов.

Большинству организаций придется заняться переобучением своих сотрудников или привлекать новый персонал, умеющий работать с «цифровыми близнецами» ресурсов ЦОДов.

«Несмотря на то, что стандартизированные, интеллектуальные ЦОДы будут более автономными, пройдет еще немало времени, прежде чем прозрачность станет неотъемлемой чертой всех корпоративных ЦОДов, – подчеркнула Кук. – Число квалифицированных специалистов, готовых выполнять требуемую работу непосредственно на месте, весьма ограничено. Думаю, что в ближайшее время нас ждет бурное развитие технологий дополненной реальности, которые будут поддерживать управление периферийными ресурсами».


Теги: Управление ИТ ИТ-инфраструктура Облачные сервисы ЦОД IDC Цифровая трансформация
На ту же тему: