Цифровизация или трансформация: что бизнесу нужно?

Борис Славин: «Цифровая трансформация — не просто внедрение технологий, а ответ на возникающие потребности»


10:33 08.11.2017   |   5379 |  Мелиса Савина |  Computerworld Россия

Рубрика Предприятие



В НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Цифровая трансформация и ренессанс собственной разработки».

Участники круглого стола обсудили новые тенденции в бизнесе, связанные с развитием информационных технологий. Мероприятие было организовано компанией Comindware при поддержке Союза ИТ-директоров и Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ.

Президент российской Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами Анатолий Белайчук объяснил, в чем, по его мнению, заключается суть цифровой трансформации. Во-первых, она характеризуется перестройкой бизнеса, который все больше опирается на интернет-технологии. Во-вторых, сами ИТ поменяли за последние десятилетия роль со вспомогательной на лидирующую. Они становятся локомотивом, а не обслуживанием предприятий. В-третьих, меняются бизнес-процессы и появляется новая рабочая сила – роботы и чат-боты, цифровые помощники. Те компании, которые делают собственные разработки, становятся лидерами. Те предприятия, которые внедряют решения, созданные лидерами, являются последователями и занимают свою нишу. Те, кто ничем не пользуется, отстают, упускают возможности и теряют клиентов.

Задачами бизнеса, опирающегося на инновации, становятся цифровые клиенты, использование ботов вместо офисного персонала, роботизация производства и быстрая реакция на изменения. Однако в реальности все еще широко распространены бумажные процессы, поддержка зоопарка унаследованных ИТ-систем, требующая больших трат, и негибкое финансовое планирование. Чем выше темп изменений в бизнесе, тем дороже поддерживать старые системы в актуальном состоянии: очередь доработок выстраивается на годы вперед. Тем временем происходят новые изменения, под которые снова надо подстраиваться. А запросы пользователей возрастают. Никого не интересует, как работают интернет-технологии, всем важен результат.

Для того чтобы ускорить процессы, по мнению Белайчука, необходимо шире использовать платформы, минимизирующие кодирование новых функций, увеличить долю графического моделирования и быстрого прототипирования, опираясь на методологии скорой (agile) разработки и внедряя идеи DevOps в организацию развертывания новых программных систем. Программистов следует избавить от рутины, связанной с бесконечным переделыванием бизнес-логики и налаживанием пользовательских интерфейсов, чтобы они смогли заниматься содержательными задачами, например схемами данных и специфическими пользовательскими интерфейсами.

Для удовлетворения постоянно растущих ожиданий пользователей нужно упростить процессы. Сегодняшний потребитель – человек со смартфоном, поэтому сервисы должны быть доступны из мобильного браузера. Кроме того, клиентский менеджер становится лишним звеном между клиентом и специалистом, боты и веб-сервисы могут заменить его.

Ключевая необходимость в рамках происходящей трансформации — все делать быстрее, подытожил Белайчук.

Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и информации Финансового университета, уверен, что сначала возникает потребность в чем-то и только потом появляется технология, удовлетворяющая эту потребность. К примеру, глобализация и увеличение числа участников мирового рынка ведут к созданию наднациональной валюты. Благодаря информационным технологиям она, возможно, уже появилась, это криптовалюта.

Эксперт также обратил внимание на то, что развитие технологий далеко не всегда приводит к росту цифровой деятельности. Так, интернет-торговля требует большого количества курьеров, а постаматы (авоматизированные почтовые станции выдачи заказов) не стали популярны.

Все тиражные сервисы будут замещены индивидуальными, считает Славин. Бизнес в привычном смысле слова исчезнет, останутся только отношения между людьми, которые станут «коллективным интеллектом».

Таким образом, цифровая трансформация не есть просто внедрение технологий, цифровая трансформация – это ответ на возникающие потребности людей, подвел итог эксперт.

Слушатели с интересом следили за ходом выступлений, задавали вопросы и вступали в полемику. Так, очень долго обсуждалось, являются ли текущие изменения в бизнесе действительно настоящей трансформацией, предполагающей, возможно, коренной переворот в процессах, и какой бывает трансформация. Например, физической (бумаги заменяются электронными файлами), трансформацией работы (присутствие в офисе не обязательно, многое можно делать удаленно) и т. д. Неоднозначно была воспринята и мысль о том, что потребности первичны по сравнению с технологиями. Многие считают, что и технологии влияют на потребности, создавая новые возможности.


Теги: Agile НИУ ВШЭ Цифровая трансформация
На ту же тему: