«Технологии блокчейна 2019»: решение квартирного вопроса

Артем Круглов: «Любой гражданин может взять код — он опубликован, создать узел и проверить все транзакции»


13:50 01.02.2019   |   13008 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Технологии



Присущая системам на блокчейне прозрачность может стать инструментом для снятия напряжения при решении острых социальных проблем.

Для того чтобы квартирный вопрос перестал портить людей, необходимо, чтобы очереди на жилье составлялись понятным и прозрачным образом. О том, как это сделать при помощи блокчейн-системы, рассказывает Артем Круглов, заместитель директора по развитию бизнеса пермской компании ИВС, докладчик конференции «Технологии блокчейна 2019», которую 12 февраля проводит издательство «Открытые системы».

- Как родилась идея создать систему ведения жилищной очереди на блокчейне?

У нас в регионе уже была система обеспечения жильем молодых семей, созданная для Министерства социального развития Пермского края. Когда возникла потребность расширить ее функциональность и на другие категории граждан, стало понятно, что важно еще и обеспечить прозрачность работы очереди. Так возникла идея использовать технологию блокчейна.

Обеспечение жильем — это распределение очень дорогого имущества или денежных средств, очереди длинные, их много разных типов, есть очереди, а есть несколько категорий внеочередников, и из них тоже возникает очередь, причем учет разных категорий может вестись в разных системах, а цена ошибки может быть велика.

Поскольку текущее положение отдельного участника с учетом очередного и внеочередного порядка может не только уменьшаться, но и увеличиваться, возникает некоторое недоверие, а также конфликтные ситуации типа: «Мы были десятыми в очереди, знаем, что выдали пять квартир, а теперь мы пятнадцатые. Что происходит?»

На наш взгляд, доверие к работе по выдаче жилья можно обеспечить с помощью технологии распределенного реестра данных.

В системе такой реестр состоит из двух частей. Одна хранит данные о заявителях, ту информацию, которая относит человека к той или иной категории очередников и влияет его положение в очереди. Вторая часть – это смарт-контракт, программа, которая управляет движением очереди на основании имеющихся в блокчейне данных. В смарт-контракты закладываются государственные и региональные нормативные положения, а они вычисляют в соответствии с этой информацией, как должна двигаться очередь.

- Безусловно, выдача жилья по смарт-контракту – это хорошо, но люди – существа непредсказуемые. Они могут родить еще детей, развестись...

Эти люди принесут документы об изменении в своем статусе, по закону актуальность и достоверность информации — их зона ответственности. Новые данные попадают в систему, и текущее положение людей в очереди может измениться.

Но несмотря на то что правильность предоставленных сведений — забота самих заявителей, сотрудники органов социальной защиты, которые занимаются работой с населением, заранее начинают работу с теми, у кого велика вероятность попасть в список. К моменту когда появляются условия по оказанию помощи в улучшении жилищных условий, с кандидатами, у которых подходит очередь, ведется работа, чтобы ко времени выдачи данные были актуальны.

- Система работает в «боевом» режиме или пока в тестовом?

Она полностью введена в эксплуатацию, однако сертификатов на жилье с ее помощью пока не выдавалось, активность в этом отношении пойдет примерно с марта-апреля, когда начнутся выдачи отдельным категориям граждан. Сейчас она — источник информации о состоянии очередей. И сотрудники, которые уполномочены добавлять записи в реестр, фиксируют в ней информацию о заявителях. Технология блокчейна обеспечивает также корректность данных: сведения, которые не соответствуют установленным правилам проверки, технически не могут быть добавлены в распределенный реестр.

На основании этой информации смарт-контракты определяют список, кто следующий в разных очередях. Дальше сотрудники смотрят список, проверяют, что все данные актуальны и достоверны, если надо — просят дополнить информацию. Ну и, грубо говоря, нажимают кнопку «Выдать». И система выдает список тех, кто должен получить помощь; никто не может вмешаться в процесс выбора очередников на основании текущего состоянии очереди, человеческий фактор исключен.

- Как обеспечивается прозрачность?

Наша блокчейн-сеть имеет два уровня. Есть узлы-валидаторы, которые могут добавлять информацию и участвуют в принятии консенсуса. Сейчас таких узлов четыре. Они находятся в краевых министерствах, ответственных за ведение реестра, а также в муниципалитете. Даже если по каким-то причинам один узел отпадет, сеть продолжит работу.

А есть узлы-аудиторы. Любой гражданин может взять код — он опубликован, создать узел и проверить все транзакции. Это дает возможность полного аудита данных по очереди. Этот момент принципиально важен. Обычную базу данных можно незаметно изменить, в блокчейне все изменения на виду — кто что когда и почему сделал.

Ну а те, кому это слишком сложно, могут просто посмотреть очереди на публичном портале. И если что-то показалось подозрительным, тогда уже прибегать к имеющимся способам проверки.

- Какую платформу вы выбрали и почему?

Мы используем платформу Exonum, написанную на языке Rust. Ее исполнимые файлы достаточно «легковесны» и не требуют больших аппаратных ресурсов. Мы смотрели разные платформы, например Hyperledger, Corda, у них аппаратные потребности гораздо выше.

Rust – новый язык, перспективный и с точки зрения быстродействия, и с точки зрения размера исполнимых файлов. Одно из требований заказчика заключалось в том, чтобы любой гражданин на домашнем компьютере, даже стареньком, мог поднять аудиторский узел и проверить правильность работы системы. Этому требованию удовлетворял Exonum.

- Поскольку система только запущена, о ее экономическом эффекте еще рано говорить?

До того как мы запустили платформу, все очереди велись в разных инструментах — в текстовых файлах, в электронных таблицах, молодые семьи, как я уже говорил, в специализированной системе. Соответственно у сотрудников уходило очень много времени на согласование очередей, на поиск информации, на формирование отчетности. Новая система решает все эти вопросы. Статистики пока нет, но понятно, что эффект будет — и для очередников, и для сотрудников.

- Насколько решение масштабируемое, какого размера регион оно может обслужить?

Технических ограничений нет, платформа сама по себе производительная, а кроме того, мы заложили в ее архитектуру возможность независимо обсчитывать разные территории, по каждому муниципальному образованию счет идет отдельно.

Функционально же система для Пермского края содержит ряд местных особенностей, она создавалась с учетом регионального законодательства. Один в один в другой регион не перенесешь, но учесть в ней особенности законодательства другого региона несложно.

- Какие есть планы по развитию?

Конкретных планов пока нет, но уже сейчас видно, что у технологии блокчейна есть огромный потенциал в повышении эффективности работы различных ведомств в части обеспечения жильем отдельных категорий граждан. И значимый шаг в этом направлении уже сделан.

- О чем вы собираетесь рассказать на конференции?

Я планирую рассказать о том, как применять блокчейн для организации очереди, почему это может быть эффективно. О том, какие мы изучали платформы, какие есть у них есть плюсы и минусы, что дает использование Exonum.

- А сами о чем хотели бы услышать?

Хотелось бы понять уровень использования блокчейна на текущий момент, в каких областях уже есть реальные результаты, а в каких только идет обсуждение возможности применения. Услышать, какие платформы используются в других проектах и почему; может быть, появилось что-то новое с тех пор как мы изучали рынок. Очень хочется услышать мнение заказчиков, что они ждут от блокчейна, какие проекты на блокчейне им нужны.


Теги: показывать на главной Блокчейн Смарт-контракты Технологии блокчейна 2019
На ту же тему: