Российский офис SAP традиционно подписал на Петербургском экономическом форуме большое количество соглашений о сотрудничестве с организациями самого разного профиля и сфер деятельности. Среди них аэропорт «Пулково», «Норникель», «Российский экспортный центр», «Енисейская Сибирь», «ИКС Холдинг» и ряд других. В отличие от прошлого года большинство соглашений касалось не внедрения решений SAP, а совместной деятельности по созданию приложений, инновационных центров, программ продвижения отечественной ИТ-продукции. О смене вектора, а также о работе компании в условиях геополитической нестабильности рассказывает Андрей Филатов, глава SAP Россия и СНГ.
- В этом году среди подписанных SAP на ПМЭФ соглашений преобладают контракты, посвященные не внедрению той или иной системы SAP, а совместным проектам. С чем это связано?
Да, мы изменили свою стратегию в этом вопросе. Раньше мы подписывали много соглашений, которые касались конкретных проектов. Действительно, соглашения на ПМЭФ-2019 с «Норникелем», «Российским экспортным центром», с «Енисейской Сибирью» — не про внедрения ИТ-систем, а про создание совместных решений, обучение, помощь при выводе российских продуктов на зарубежные рынки.
Таким образом, мы работаем над развитием своей экосистемы, причем не только внутрироссийской — наша активность хорошо вписывается в государственную политику увеличения экспорта технологий.
Например, около года назад в наш глобальный прайс-лист было включено решение UFAM тюменской компании «АСУпроект». Это отличный продукт, аналогов которого нет ни у нас, ни у других партнеров. Мы интегрировали его в нашу платформу, и уже заключены два контракта на его продажу за пределами Российской Федерации.
В глобальный каталог решений партнеров SAP попасть очень сложно, поэтому для компании-разработчика это очень веский аргумент на переговорах с международными заказчиками, своего рода знак качества, который повышает шансы компании на успешный международный бизнес.
- На Форуме SAP вы говорили, что в этом году будут два новых ударных направления — по программным роботам и по экономике впечатлений. По RPA первый контрагент уже есть, а по экономике впечатлений?
С RPA проще, это одна из нишевых технологий, которая решает наболевшую, актуальную для всех проблему, связанную с рутинными операциями.
С экономикой впечатлений сложнее. Она завязана на аналитику в области управления клиентским опытом и впечатлениями (Customer Experience), а времени после приобретения компаниии Qualtrics, разработчика соответствующего ПО (куплена SAP в конце прошлого года за 8 млрд долл. — Д. Г.), прошло совсем немного.
Уникальность нашего предложения в том, что решения по изучению клиентского поведения мы «замыкаем» на наши системы по управлению бизнесом. Это дает нам возможность в реальном времени анализировать происходящее и соответствующим образом модифицировать бизнес-процессы.
На форуме мы почти на каждой встрече с клиентами и партнерами затрагивали эту тему, думаю, новости скоро будут.
- Высказывались опасения, что для предоставления «чужим» роботам доступа к системам SAP введут специальные дорогие лицензии...
На самом деле все наоборот. Классическая стоимость лицензий зависит от числа пользователей. Программный робот воспринимается системой, к которой он обращается, как множество пользователей, поэтому «обычная» лицензия становится при использовании RPA очень дорогой. Мы предлагаем специальные лицензии, которые будут учитывать доступ программного робота, и это обойдется намного дешевле, чем если бы количество пользователей и стоимость рассчитывались по-старому.
- Партнеры не удивляются выходу за рамки привычного образа SAP как разработчика ERP?
Для нас как раз это развитие естественно. Мы — «цифровой игрок», а не просто ERP-вендор. Даже наше новое решение S/4HANA мы называем не ERP, а цифровым ядром предприятия, потому что перешли от автоматизации бизнес-процессов к извлечению данных из них. Потому что процесс сегодня один, завтра другой, а данные, которые были созданы процессами, нужны в любом случае. Они имеют для заказчика гораздо более высокую ценность, чем раньше.
Наш новый имидж в глазах партнеров и заказчиков пока не сложился, хотя они знают, что мы имеем все для внедрения цифровых технологий на предприятии. Но мы над этим работаем.
- SAP делает многое, чтобы стать неотъемлемой частью отечественного ИТ–рынка. Не планируются ли радикальные шаги — открыть код решений, создать российское предприятие, обладающее правами на интеллектуальную собственность...
Мы подготовили предложение о локализации, представили его в рамках рабочей группы РСПП, в чем-то аналогичное тому, какие действуют на автомобильном рынке, когда автопроизводители открывают свои заводы в России. Мы считаем, что компания, которая инвестирует в российский рынок, приносит на него технологические инновации и помогает в налаживании высокотехнологичного экспорта, становится частью местной ИТ-экосистемы.
Мы рассчитываем, что эти наши усилия дадут ответную реакцию со стороны государства. И найдутся компромиссные решения для тех ситуаций, когда в нынешних условиях работа с нами ограничивается.
Рассматривая вопросы открытия кодов, мы должны оценивать последствия для работы компании по всему миру. При этом наши решения сертифицированы ФСТЭК.
И я думаю, что мы все-таки стали незаменимым участником российского рынка. Российские компании конкурируют не только с отечественными, но и с зарубежными производителями как в нашей стране, так и за рубежом. Технологии меняются очень быстро, экономическая ситуация требует постоянного улучшения эффективности, повышения производительности труда и так далее. Добиваться этого надо современными средствами. Замечательно, что есть локальные разработки, что они развиваются и решают все больше задач. Но в тех случаях, когда они не могут удовлетворять требованиям корпоративного уровня по надежности, безопасности, лучше пользоваться решениями, созданными на проверенной платформе. Мы, со своей стороны, помогаем тем, кто работает на нашей платформе, достичь «корпоративного» уровня.
- Однако риск в момент лишиться доступа к ПО вследствие санкций может перевесить все эти соображения...
Если посмотреть на проблему санкций, то чего опасаются заказчики? При использовании облачных систем — полностью потерять доступ к продукту. Если они купили лицензию на ПО и установили решение у себя в дата-центре, то могут потерять техническую поддержку от вендора и перестать получать обновления.
Действительно, эффективность системы, не получающей поддержки и обновлений, со временем падает. Однако сейчас смена технологий происходит так быстро, что свои пять-семь лет, до смены технологической парадигмы, система отработает даже без поддержки. За это время она себя вполне экономически оправдает при любых геополитических катаклизмах. Сейчас надо внедрять то, что соответствует вашим задачам, иначе вы останетесь на уровне вчерашнего дня. А завтра он будет позавчерашним.
Если же вы хотите пользоваться облачными решениями, то у нас есть программа Partner Managed Cloud, в соответствии с которой партнер закупает наши продукты и продает их своим клиентам как сервис. В этом случае что бы ни случилось, вы не потеряете доступ к нашему ПО.
Надо прагматично подходить к проблемам импортозамещения, смотреть, что выгодно для страны, для экономики, для конкретных предприятий. Мы абсолютно согласны с тем, что Россия должна в нынешней политической ситуации поддерживать локальных разработчиков, но это надо делать не в ущерб себе.