Компанию SAP Systemanalyse und Programmentwicklung 1 апреля 1972 года основала пятерка бывших сотрудников IBM. Среди них хорошо известен Хассо Платтнер, долгое время стоявший у руля SAP и до сих пор влияющий на руководящие решения в качестве председателя наблюдательного совета.
Сегодня немецкий гигант разработки программного обеспечения все еще играет в мировой премьер-лиге, имея возможность похвалиться даже более долгой историей, чем Microsoft, основанная в 1975 году, и Oracle, которая появилась в 1977-м. Бизнес SAP по-прежнему стабилен, хотя рост по сравнению с прежними годами резко замедлился: в 2021-м выручка и прибыль увеличилась лишь на 2%, тогда как конкуренты вроде Microsoft и Salesforce достигли двузначного роста. В предыдущие десятилетия SAP росла беспрецедентными темпами, которые падали лишь в периоды мировых кризисов — в 2003 году, когда лопнул пузырь доткомов, в 2009-м во время глобального экономического кризиса и в 2020-м в связи с пандемией. По сравнению с 2000 годом годовая выручка SAP выросла больше, чем вчетверо, штат — с 24 тыс. до 107 тыс. сотрудников. В Европе среди разработчиков ПО у компании нет равных — ближайшие соперники немецкая Software AG и французская Dassault Systemes сильно отстают по доходам. На мировом рынке, однако, гиганты во главе с Microsoft оставили SAP позади.
С началом третьего тысячелетия стало ясно, что структура ПО в будущем изменится — нужно новое поколение бизнес-приложений, модульных, гибких и доступных через Интернет. В SAP запустили масштабный проект Vienna, в рамках которого предполагалось превратить весь портфель ПО компании в модульный конструктор, но из-за разногласий в среде высшего руководства цели достигнуть не удалось. Представленное в 2007-м году компонуемое ERP-решение для предприятий малого и среднего размера Business ByDesign, на разрабоку которого были потрачены миллиарды, в итоге потерпело неудачу.
Следующей попыткой стал новый флагманский продукт SAP, база данных с обработкой в памяти HANA, призванная сбросить с систем SAP груз зависимости от СУБД Oracle и IBM. Она также стала основой облачного пакета продуктов S/4HANA, представленного в 2015-м году в качестве преемника Business Suite.
В первые десятилетия истории SAP разработка ее продуктов шла спокойными размеренными темпами. В 1980-х развивалось ПО SAP R/2 для мейнфреймов, в 1990-х — клиент-серверная система R/3. Все эти годы компанией руководили основатели — Дитмар Хопп с 1988-го по 1997, затем до 2003-го — Хассо Платнер. Его сменил Хеннинг Кагерманн, а в 2009-м у руля SAP встал экс-глава отдела продаж Лео Апотекер, который резко поднял плату за сопровождение, из-за чего начался отток клиентов, и Апотекеру пришлось уйти меньше, чем через год. В то время SAP впервые возглавил американец, специалист по маркетингу Билл Макдермот.
С приходом Макдермота SAP стала покупать одного разработчика облачных систем за другим, потратив на приобретения в период с 2011-го по 2018 год больше 26 млрд долл. Многие руководители поглощенных стартапов были вынуждены уйти — из-за конфликта культуры с разработчиками традиционных систем SAP, привыкших действовать с немецкой методичностью. Как следствие, SAP до сих пор работает над интеграцией многих облачных покупок — они все еще, словно спутники, независимо обращаются вокруг ядра ПО компании.
Само это ядро, между тем, претерпело масштабные изменения: его основой стали решения S/4HANA, которые по выбору пользователя могут работать локально или в облаке, как общедоступном, так и частном. Но многие клиенты, вложившие огромные средства в Business Suite и другие традиционные решения SAP, не спешат осваивать новшества, и подавляющее большинство предпочитает выполнять системы SAP в собственных центрах обработки данных. Инициативы SAP, призванные облегчить для клиентов перенос ПО в облако, сильно ситуацию не улучшают, как и неясность относительно отличий разных вариантов развертывания S/4HANA.
При этом проект собственного облака SAP в свое время потерпел неудачу, так как компания не располагала ресурсами гипермасштабников вроде AWS, Google и Microsoft, и сегодня SAP предлагает свои решения в их облаках.
В 2019-м в компанию пришла команда новых менеджеров во главе с 39-летним Кристианом Клейном, самым молодым генеральным директором SAP за всю ее историю. С тех пор, однако, в руководстве продолжается перетряска — часть членов новой команды была заменена, продолжается уход старой гвардии.
В этой ситуации молодым непросто — Клейну нужно, с одной стороны, оседлать волну цифровой трансформации, с другой эффективно реорганизовать имеющийся портфель. Пользователи SAP годами требуют улучшенной интеграции различных ее продуктов и приведения данных к единым стандартам. Клейн обещает выполнить эти пожелания, с самого начала работы подчеркивая важность поддержания хороших отношений с клиентами. Новый руководитель, в частности, обещает вернуть дух былых дней SAP, когда программисты компании разрабатывали новые продукты вместе с клиентами в их собственных центрах обработки данных. Преимуществом SAP на шестом десятке лет ее существования остается то, что многие клиенты зависят от ее программного обеспечения и потому сохраняют терпение и лояльность.
SAP полностью уходит из России
Компания SAP полностью остановила продажу своих продуктов в России и Белоруссии. Разработчик программного обеспечения уходит с российского рынка из-за спецоперации на Украине. SAP не будет здесь обслуживать и поддерживать продукты on-premise, тем не менее нынешние клиенты смогут их использовать. Все облачные сервисы SAP также будут закрыты; пользователям дадут время выгрузить свои данные.
В конце апреля компания распространила объявление следующего содержания: «Сегодня мы объявляем о дальнейших шагах по упорядоченному выходу из нашей деятельности в России, где мы работаем более 30 лет и создали отличную команду. Мы объявляем о своем намерении отказаться от поддержки и обслуживания наших локальных продуктов в России. Также важно отметить, что вне зависимости от любого решения SAP существующие клиенты в России, использующие локальное программное обеспечение, по-прежнему смогут пользоваться их продуктами».
SAP сотрудничала с многими крупными российскими корпорациями, среди которых были РЖД, «Росатом», «Лукойл».