Облака. Перезагрузка

Вартан Диланян: «Облака постепенно становятся для бизнеса инструментом из разряда 'быть или не быть'»


17:24 27.09.2021  (обновлено: 17:05 28.09.2021)   |   7879 |  Дмитрий Волков |  «Открытые системы»

Рубрика Индустрия



Компания Accenture и Фонд «Сколково» провели конференцию «Облака и бизнес: новые точки роста».

«Сейчас облака используются бизнесом и государственными учреждениями на 20–30%, однако все меняется: доходная база быстрее растет у компаний, использующих облака на 80%», — отметил Вартан Диланян, генеральный директор Accenture в России и Казахстане, на открытии конференции «Облака и бизнес: новые точки роста». Как показал опрос «Потенциал облачных технологий в России», проведенный компанией Accenture среди 130 компаний из промышленности, ретейла, телекома, финансов и других секторов, более половины респондентов отмечают проникновение облачных технологий в классические бизнес- и ИТ-приложения: более 40% используют облака для работы систем CRM, ERP, платежных шлюзов, бизнес-аналитики и разработки ПО. Вместе с тем Мария Григорьева, управляющий директор Accenture Technology в России, считает, что сейчас рынок облачных сервисов в России характеризуется достаточно простым профилем потребления: «Акцент приходится на экономию за счет сокращения затрат на инфраструктуру в формате IaaS. Облака для пользователей — лишь ресурс, а не ключевой элемент трансформации».

По мнению Давида Мартиросова, вице-президента по развитию облачных приложений «Ростелекома», провайдеры сами виноваты в низких до недавнего времени темпах развития облачного рынка: пользователям предлагались монолитные платформы, что подходит лишь для клиентов, начинающих свою работу с нуля. Однако у большинства пользователей существуют унаследованные приложения, для интеграции которых требуются модульные архитектуры. Кроме того, скорость перехода к облакам как в России, так и в целом по Европе тормозится, согласно данным опроса, из-за сложности бизнес-изменений (42%), требований к информационной безопасности (41%), необходимости гарантировать суверенитет данных (31%) и соответствие законодательству (41%).

Вместе с тем Андрей Черненко, замглавы Минцифры, обратил внимание участников конференции на то, что министерство пока не спешит в вопросах регулирования работы с облаками, действуя по принципу «не навреди», хотя риски, связанные с обеспечением безопасности и суверенитета государственных данных, на порядки выше по сравнению с рисками бизнеса: «Прежде всего мы планируем проверить на себе облачные технологии, и пока мы в начале пути. В целом наши объемы невелики, и для бизнеса мы игрок небольшой, но ответственности много: сертификация, безопасность, правила и требования к сервисам и инфраструктуре».

Министерство запустило закупочную процедуру по решениям PaaS, развернуло конвейер SaaS тиражирования типовых облачных решений по всем уровням госвласти в регионах, однако, по словам Черненко, технологии — не самое главное: основная проблема состоит в преодолении сопротивления на местах.

Константин Паршин

Константин Паршин: «Облака — способ безбарьерного выхода отечественных ИТ-компаний на зарубежные рынки»

Согласно опросу Accenture, ожидается, что до 2024 года затраты российских компаний и предприятий на облака будут расти на 5,3% ежегодно. Более 70% респондентов отмечают, что использование облаков положительно влияет на бизнес их компании, эффективность труда сотрудников и характер работы. Постепенно происходит переход от принципа «Облачные решения — инструмент оптимизации ИТ-инфраструктуры» к принципу «Облачные решения — ключевой драйвер роста и инструмент для удержания лидерских позиций на рынке».

«Облака — способ безбарьерного выхода отечественных ИТ-компаний на зарубежные рынки», — считает Константин Паршин, исполнительный директор ИТ-кластера Фонда «Сколково».

Всеволод Вайнер, руководитель направления облачных платформ компании G-Core Labs, международного облачного провайдера, обратил внимание на то, что облачные технологии позволяют обеспечить успешное и недорогое масштабирование онлайн-бизнеса в России и его экспансию в любой регион мира, и привел в пример кейсы Lamoda, DNS и Wargaming (World of Tanks). «В 2021 году ретейл активнее других отраслей стал переезжать в облака, — отметил Вайнер, — и это позволяет ему справиться с всплеском нагрузок, масштабировать инфраструктуру под потребности бизнеса и обеспечить скорость доставки контента, что сегодня напрямую означает рост продаж».

Согласно результатам опроса Accenture, на отечественном рынке облаков лидируют сервисы «Яндекса» (58%, 13 тыс. клиентов) и Mail.ru (43,3%). Кроме того, в первую пятерку входят Microsoft Azure (39%), Amazon Web Services (28%) и Google Cloud (22%). По словам Андрея Пачикина, директора по развитию бизнеса перспективных продуктов и партнерской экосистемы «Яндекса», провайдер Yandex.Cloud лишь 1 ноября 2020 года вышел на самостоятельный бизнес, а уже в первом полугодии 2021 года получил 1,1 млрд руб. выручки. Клиентами компании являются «Северсталь», ВТБ, «Мегафон» и другие компании. Например, ретейлер «М.Видео-Эльдорадо», благодаря гибридным облакам, смог снизить время обработки данных без увеличения стоимости. Компания Renault сократила циклы DevOps с дней до часов и минут, в ДИТ Москвы на платформе «Яндекс» были запущены голосовые помощники (единая горячая линия 122), а Apteka.ru обеспечила трехкратное увеличение нагрузки на пике санитарного кризиса. По данным «Яндекса», основные сценарии работы с облаками — это перенос корпоративных приложений (58% всех клиентов этого провайдера), среда разработки (7%), платформа работы с корпоративными данными (15%), сервисы на базе технологий искусственного интеллекта (11%).

Антон Захарченко, директор по стратегии облачного бизнеса МТС, рассказал на конференции об опыте компании Belkacar, построившей бизнес на основе облака, без которого просто невозможно было бы быстро развернуть сервис каршеринга с загруженностью парка автомобилей 80%. «Облака — это аналог инфраструктуры, которая позволяет запускать в космос непрофессионалов, снимая с бизнеса проблемы ИТ. Облака — не экономия, а конкурентное преимущество», — подчеркнул Захарченко. Сегодня, даже при наличии бюджета и собственных ресурсов для развертывания инфраструктуры поддержки бизнес-идеи, компаниям важна скорость запуска бизнес-проекта, которая часто оказывается слишком низкой при опоре лишь на собственные ИТ-подразделения.

Дмитрий Лазаренко, директор по продукту компании Mail.Ru Cloud Solutions, на примере ретейлера «Магнит» рассказал об опыте трансформации розничного офлайн-бизнеса за месяц. На платформе Tarantool DataGrid In-memory была реализована витрина представления каталога продуктов и остатков. Сегодня она поддерживает 150 тыс. запросов на изменения в секунду и обеспечивает точное прогнозирование остатков с учетом конкуренции онлайн-заказов и офлайн-магазинов. Всей инфраструктурой гибридного облака управляет всего один администратор. За полтора года коронакризиса компания запустила пять проектов, многие из которых выросли на порядок по сравнению с первоначальным планом.

Важность скорости вывода новых продуктов на рынок отметил и Андрей Тарасов, директор по управлению ИТ-системами дирекции по информационным технологиям компании «Лента», четвертой по обороту розничной сети в стране. Сегодня «Лента» проводит сделки по приобретению и слиянию. «На этапе старта проекта обычно нет ясных ориентиров относительно состава и объема требуемого оборудования, и тем более нет времени на его развертывание для проверки новой бизнес-идеи, — рассказал Тарасов. — Облака позволяют принимать решения по аналитике данных, прогнозированию продаж. Однако надо четко контролировать расходы и время на передачу данных, которое может стать критичным». Если облако находится за рубежом, компания не использует его для сбора данных — в нем выполняется лишь обработка. Кроме того, Тарасов рекомендует иметь четкий план взаимодействия с командой поддержки провайдера облачных сервисов.

За последнее десятилетие почти каждая организация в России стала использовать облако того или иного типа. Около трех четвертей добились экономии на инфраструктуру в среднем до 10%, при этом 12–15% компаний не останавливаются лишь на миграции в облака, а рассматривают их как среду для достижения гибкости бизнеса на турбулентном рынке. Вместе с тем 97% респондентов ожидают, что требования к суверенитету данных станут строже, а 67% обеспокоены сохранностью данных при выборе провайдера публичных облачных сервисов, причем более 70% опрошенных готовы рассматривать локальных провайдеров для перехода в облако при условии обеспечения ими гибкости и масштабируемости на уровне международных игроков.

«Использование облачных технологий для масштабирования бизнеса предоставляет возможность создать конкурентное преимущество и начать переход к развитию ИТ будущего. Сегодня облачные технологии получают новый импульс для применения в решениях на основе технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, платформ для развертывания Интернета вещей, а также продвинутых аналитических инструментов», — констатировала Мария Григорьева.


Теги: показывать на главной Самое интересное Облачные сервисы МТС Яндекс Accenture Сколково Гибридные облака Цифровая трансформация
На ту же тему: