В условиях, когда все еще только готовились к эпидемии коронавируса, организации, стремящиеся сохранить здоровье своих сотрудников, предпринимали экстренные меры для поддержки работы из дома. Спрос на технологии видеоконференций и другие средства совместной работы вырос колоссально.
Акции Slack и Zoom в конце феврале подскочили, когда весь фондовый рынок серьезно просел. У Zoom на фоне эпидемии число новых пользователей выросло многократно, а в компании заявили, что за первые два месяца 2020 года суммарное количество активных пользователей оказалось больше, чем за весь прошлый год.
Хотя число случаев заражения в США в начале марта оставалось довольно низким по сравнению с другими странами, в Центре по контролю и предотвращению заболеваний предупредили, что в ближайшие месяцы вирус скорее всего начнет распространяться гораздо быстрее.
Еще до начала эпидемии Facebook решила отменить конференцию разработчиков F8 2020, которая должна была проходить в Сан-Хосе. Решение это было принято всего через 10 дней после того, как компания отменила свой глобальный маркетинговый саммит в Сан-Франциско. Другие организаторы известных технологических форумов (например, Apple с ее WWDC) также отменяют свои мероприятия.
«Цепная реакция отмены мероприятий и необходимость поддержания продуктивности сотрудников подталкивает организации к пересмотру имеющихся у них средств взаимодействия и политик работы на дому, – указал старший аналитик компании 451 Research Рауль Кастаньон-Мартинес. – Эпидемия коронавируса заставляет ИТ-организации состредочиться на поддержке удаленной работы, поскольку даже крупнейшие мировые форумы, такие как MWC, отменены. Интерес к технологиям, позволяющим организовать удаленную работу, проявлялся и раньше, но нынешняя ситуация порождает для этого дополнительные стимулы».
«Личные встречи необходимо заменить видеоконференциями, – подчеркнула директор Национального центра иммунизации и респираторных заболеваний США Нэнси Мессонье. – Популярность дистанционной работы растет. Коммерческим предприятиям, больницам, сообществам, школам и каждому отдельно взятому человеку пришло время адаптироваться к особенностям текущей реальности».
В IBM, где несколько лет назад отказались от широкого использования удаленной работы, сотрудников в регионах, охваченных заболеванием, обязали оставаться дома. Организации повсеместно ограничивают деловые поездки и отменяют ранее запланированные мероприятия.
Концепция удаленной работы не нова. Исследования Merchant Savvy показывают, что 69% компаний в США уже практикуют удаленную работу. Это на 7% больше, чем в среднем по миру, и втрое превышает показатели 1996 года.
Как подчеркнул Кастаньон-Мартинес, несмотря на то, что о возможности удаленной работы известно практически всем, далеко не все готовы к ее широкому внедрению.
Опрос компании Polycom в 2017 году, в котором принимали участие 25 тыс. представителей корпоративного сектора из США и 11 других стран, показал, что 37% респондентов ежедневно используют программное обеспечение видеоконференций в целях организации взаимодействия с коллегами. Команды часто оказываются рассредоточены географически, а взаимодействие посредством видеоконференций позволяет улучшить взаимоотношения между людьми, поднять производительность труда и замедлить распространение таких заболеваний, как коронавирус.
Вместе с тем 62% респондентов считают имеющиеся инструменты не вполне подходящими и хотели бы иметь более эффективные технологии, отличающиеся простотой использования и помогающие им поддерживать связь с коллегами.
Компаниям следует перейти на дистанционную работу
Официальная рекомендация Центра по контролю и предотвращению заболеваний гласит: «Руководителям необходимо использовать возможности дистанционной работы, исключая появление сотрудников на рабочем месте до тех пор, пока симптомы заболевания полностью не исчезнут. Убедитесь в том, что у вас имеются технологии и инфраструктура, позволяющие поддерживать работу множества сотрудников из дома».
В Zoom подчеркнули, что делают все возможное для поддержки регионов, затронутых вспышкой заболевания, предлагая «наиболее подходящие технологии, расширенный доступ и гибкое обслуживание клиентов». Компания выделяет дополнительные ресурсы и распространяет учебные материалы, помогающие наладить «простую и удобную эксплуатацию ее платформы».
Компания BlueJeans также оказывает поддержку клиентам, пострадавшим от эпидемии. «BlueJeans прилагает все усилия для улучшения взаимодействия, масштабируя свою облачную инфраструктуру и сетевые ресурсы», – подчеркнули в компании.
Один из главных вопросов, возникающих при длительной работе на дому, заключается в том, что сотрудники испытывают потребность в технологии, позволяющей им удаленно взаимодействовать с коллегами, которые обычно находятся рядом, а также с представителями других подразделений в различных частях страны и с внешними партнерами и клиентами.
«Организация распределенной работы – сложная задача, особенно с учетом растущих требований к безопасности и соблюдению различных норм, которых должны придерживаться организации, – отметил Кастаньон-Мартинес. – Начать имеет смысл с оценки того, как различные пользовательские сценарии будут поддерживаться существующим коммуникационным и технологическим стеком».
Рост популярности удаленной работы породил интерес к таким решениям, как Zoom, которые развивались исключительно благодаря тому, что обеспечивали связь для удаленных команд. И если Zoom продолжает ориентироваться на видеоконференции, то CafeX Communications недавно запустила новый инструмент взаимодействия Challo для организации совместной работы с внешними партнерами, а разработчики Microsoft Teams и Facebook Workplace ищут способы более полного удовлетворения потребностей работников, непосредственно общающихся с клиентами как в офисе, так и за его пределами.