По мере того, как операторы связи в США выстраивают свои сети 5G, доступного им оборудования становится все меньше по сравнению с другими странами. Объясняется это давлением со стороны федеральных органов власти, которое может привести к замедлению развертывания сетей 5G.
После принятия в 2018 году закона Defense Authorization Act китайским компаниям Huawei и ZTE было запрещено предоставлять оборудование государственным организациям. А вскоре после этого последовал и полный запрет на импорт их продукции. В результате конкурентный ландшафт существенно изменился, и появились вопросы относительно того, как будут развиваться сети 5G в США в дальнейшем.
По мнению аналитика Gartner Майкла Поровски, вполне возможно, ограничения, наложенные на покупку операторами оборудования 5G, приведут к замедлению развертывания этих сетей.
«У нас все еще достаточно поставщиков, в числе которых остаются Ericsson, Nokia и Samsung, – отметил он. – Однако продукция ZTE и Huawei представлялась более экономичным вариантом, и, если бы она оставалась доступной, внедрение, вероятно, осуществлялось бы быстрее».
По словам директора компании 451 Research по исследованиям Кристиана Рено, в отрасли есть ощущение, что функционал и цены на оборудование Huawei были бы более приемлемыми, и вместе с тем у операторов нет четкого понимания, к какому лагерю лучше примкнуть в отсутствие Huawei.
«Очевидно, появятся операторы, которые будут ориентированы на Nokia или Ericsson, – указал он. – Но пока слишком рано говорить о том, кто окажется лучше, потому что масштабы внедрения весьма ограничены».
Существующие разногласия подтверждаются картами покрытия, полученными от операторов. В то время как все трубят о стремительном распространении 5G на американских рынках, реальное покрытие в основном ограничено общественными местами в центрах крупных городов. Большая часть процесса развертывания сетей 5G еще впереди.
У такого медленного старта есть веские причины. Точки доступа 5G должны располагаться гораздо ближе друг к другу по сравнению с оборудованием предыдущего поколения, что усложняет развертывание и делает его более трудоемким. Кроме того, количество доступных на сегодняшний день пользовательских устройств 5G крайне мало.
«Это все равно, что приступать к строительству высокоскоростной восьмиполосной автострады еще до изобретения автомобиля», – пояснил Рено.
В определенной мере поставщики оборудования пытаются демонстрировать потенциал 5G в частных проектах, где технология применяется в ограниченных масштабах, поддерживая Интернет вещей и другие сценарии использования, характерные для отдельно взятого предприятия.
«Сегодня поставщики оборудования оказывают давление на частный сектор, – подчеркнул Рено. – В дальнейшем у них появится возможность апеллировать к сетям 5G, развернутым на верфях Бруклина или каких-то иных частных предприятиях. А коль скоро им удалось реализовать такие проекты, никаких препятствий к организации подключения людей к YouTube тоже быть не должно».
Еще одним отрицательным результатом запрета на закупки китайского оборудования может стать расщепление спецификаций, которых придерживаются поставщики при соблюдении требований 5G. Если поставщики не из Китая вынуждены будут предлагать одну версию для рынков, где Huawei и ZTE сохраняют свое присутствие, а другую для регионов, где их нет, это обернется для них дополнительной головной болью.
«Бремя расходов окажется переложено на производителей устройств, которые будут пытаться поддерживать разные операторские версии, – заметил Рено. – Появятся дополнительные барьеры нетехнического характера. А это в свою очередь приведет к тому, что пострадают клиенты».
Улучшение интероперабельности сетей 5G должно происходить за счет использования технологии открытых сетей радиодоступа со стандартизированными программными интерфейсами между уровнями стека 5G. Такой толчок положительно воспринимается как операторами, так и производителями оборудования, что будет способствовать привлечению еще большего числа игроков в будущем.
Конечно, даже при повсеместной интероперабельности производители оборудования будут пытаться поставить клиентов в зависимость от своих технологий. «Будет происходить постоянное перетягивание каната между поставщиками, стремящимися привязать к себе клиентов, и клиентами, старающимися оставаться нейтральными по отношению к поставщикам, – пояснил Рено. – И вряд ли здесь что-то сильно изменится. Но мы, несомненно, будем наблюдать движение в сторону большей открытости».