Генеральный директор Intel Пат Гелсингер заявил, что в следующем десятилетии его компания постарается сохранить действие закона Мура или даже сократить описываемые им циклы, ускоряя темпы производства, которые замедлились несколько лет назад.
Гелсингер считает, что прогресс производственных инноваций Intel будет совершенно уникальным, и конкурентам не удастся за ним угнаться.
Не секрет, что основой успеха Intel для многих поколений оборудования было кремниевое производство, которому присуще фундаментальное ограничение: закон Мура, удивительным образом предсказывающий темпы увеличения вычислительной мощности чипов. Исторически сложилось так, что закон (а по сути, эмпирическое правило) декларировал увеличение плотности размещения транзисторов через какой-то фиксированный промежуток времени, составляющий обычно от полутора до двух лет. От этого в свою очередь зависит производительность процессоров и их энергопотребление.
С 2015 года в Intel начали корректировать свои планы производства на основе 14-нанометровой технологии и модернизировать процессор Kaby Lake. Брайан Кржанич, занимавший в то время пост генерального директора компании, предупредил, что сложность производства современных чипов приводит к замедлению циклов закона Мура. Теперь же на недавней конференции Intel Innovation Гелсингер заявил, что производственная стратегия IDM 2.0 позволит компании двигаться вперед со скоростью закона Мура и даже быстрее.
«Закон Мура жив и здравствует, – подчеркнул Гелсингер. – Сегодня мы прогнозируем, что в следующем десятилетии сможем поддерживать развитие на уровне закона Мура и даже опережающими темпами. Мы вступаем в период устойчивого действия закона Мура, а может быть, даже его ускорения. Полагаю, что удвоения плотности нам удастся добиваться даже ранее, чем через каждые два года. И мы не успокоимся, пока все ресурсы периодической таблицы не будут исчерпаны. Как хранители закона Мура мы и дальше будем продвигаться вперед по пути инноваций магии кремния. Как я уже отмечал, закон Мура жив и прекрасно себя чувствует».
В основе возрождения производства Intel лежит целый ряд различных аспектов. Во-первых, компания переходит на фотолитографию в глубоком ультрафиолете (Extreme Ultraviolet, EUV) – литографическую технологию, которая заменяет видимый свет, вырезая кремниевые транзисторы из самих подложек. Технология EUV будет доступна и другим производителям электронных компонентов, но, по словам Гелсингера, преимущество Intel заключается в том, что в распоряжении у нее имеется второе поколение оборудования EUV – High-NA EUV. Во-вторых, как уже сообщалось в июле, Intel переходит на новую модель транзисторов RibbonFET, а также на систему обратной подачи питания. И наконец, даже Гордон Мур, автор закона Мура, подчеркивал важность процессорной компоновки. Модель Intel Foveros Omni позволяет расширять кристалл чипа в вертикальном направлении.
«Думаю, мы будем уверенно опережать всех прочих игроков отрасли, – заявил Гелсингер. – Конечно, вряд ли мы останемся единственным участником в этой гонке. Но у нас будет преимущество в тех областях, которые я перечислил».
Intel представила чип 12-го поколения Alder Lake 27 октября, через день после того, как AMD опубликовала финансовые результаты третьего квартала, а также прогнозы на четвертый квартал, которые оказались гораздо оптимистичнее, чем у самой Intel. Впрочем, AMD заказывает выпуск своих процессоров независимому контрактному производителю, компании TSMC, тогда как Intel почти всегда отдает предпочтение собственным фабрикам.