Отчеты Cisco за четвертый квартал и по итогам всего финансового года свидетельствуют о росте во многих категориях, которые важны для корпоративных клиентов. Это относится в частности, к продуктам беспроводной связи и коммутации в кампусах, а также к средствам маршрутизации и безопасности.
По словам генерального директора Cisco Чака Роббинса, по итогам квартала компания может похвастаться самыми высокими темпами роста заказов за последнее десятилетие. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года количество заказов увеличилось на 30%, а по сравнению с четвертым кварталом 2019 года, до начала пандемии – более чем на 17%.
«В четвертом квартале процентный рост выручки от продаж кампусных коммутаторов, Catalyst 9000, маршрутизаторов старшего класса, оборудования беспроводной связи, решений с нулевым уровнем доверия и средств обеспечения безопасности конечных узлов выражался двузначными числами, – указал Роббинс. – Кроме того, мы очень активно внедряли оптические решения линейки Acacia».
Генеральный директор Cisco рассказал также о достижениях в области развития программного обеспечения компании и сервисов, вызовах, обусловленных нехваткой процессоров, и росте популярности решений с пропускной способностью 400 Гбит/с.
История Cisco в сфере ПО
Компания Cisco начала активно продвигать собственные программные решения несколько лет назад, и уже сейчас это направление хорошо окупается. Продажи программного обеспечения в четвертом квартале 2021 финансового года превысили 4 млрд долл., составив 31% от общего объема продаж компании. По сравнению с третьим кварталом продажи выросли на 7%, а по сравнению с аналогичным периодом предыдкщего финансового года – на 6%.
Ранее в Cisco уже отмечали, что такой рост превращает ее в одного из крупнейших поставщиков программного обеспечения в мире, и сейчас еще раз повторили этот тезис.
«Выгоды от активизации продаж программного обеспечения с использованием бизнес-модели подписки помогают как нам, так и нашим клиентам продвигаться вперед с еще большей скоростью и гибкостью, – заявил Роббинс. – В четвертом квартале программное обеспечение принесло нам 31% от общего объема выручки, а в сочетании с услугами его доля превысила 53%, что наглядно подчеркивает успех продолжающейся трансформации нашего бизнеса».
Выручка Cisco от услуг, также предоставляемых по подписке, в четвертом квартале выросла на 9%, а по итогам всего года – на 15%.
Ускоренное развитие бизнес-направления программного обеспечения хорошо согласуется с переходом Cisco к структуре продаж и ценообразования, основанной на фактическом потреблении.
«За последний год мы внедрили впечатляющее количество новых возможностей в рамках всего имеющегося портфеля, а также удвоили объемы более гибких моделей потребления, включая сетевые функции, предлагаемые в качестве сервиса, и недавний запуск Cisco Plus, – подчеркнул Роббинс. – Сервис Cisco Plus обеспечивает выполнение сетевых и вычислительных функций, функций безопасности, хранения и приложений на условиях простой в использовании унифицированной подписки».
В ближайшие несколько лет компания планирует представить в рамках Cisco Plus множество различных сервисов. Пока же функционируют только два. В состав Cisco Plus Hybrid Cloud включен набор вычислительных и сетевых функций, а также функций хранения и ЦОДов, дополненный программным обеспечением и средствами хранения независимых разработчиков. Все это находится под управлением облачного пакета Intersight. Для планирования, проектирования и установки клиенты могут выбрать желаемые уровни обслуживания.
«Хотя Cisco Plus находится еще на начальном этапе своего становления, этот сервис вполне согласуется с нашими целями трансформации, направленными на увеличение регулярного дохода от облачной подписки», – указал Роббинс.
Дефицит чипов и рост цен
Технологическая отрасль продолжает ощущать нехватку полупроводниковых компонентов. В Cisco полагают, что проблемы с поставками и их влияние на себестоимость сохранится, по крайней мере, в первой половине финансового года, а возможно, и во второй его половине.
Дефицит чипов уже привел к росту цен на некоторые решения Cisco.
«Мы действительно увеличили цены; очень избирательно, очень целенаправленно, и только на те продукты, в которых наблюдаются более высокие затраты на компоненты, – пояснил финансовый директор Cisco Скотт Херрен. – Повышение вступило в силу с 7 августа, но мы всегда оставляем котировки в течение 30 дней с момента начала их действия. Возможно, какие-то из них сохраняются до сих пор».
Конкуренты Cisco тоже оказались в затруднительном положении. «Это худшее, что я когда-либо видел, – признался глава компании Arista Джейшри Уллал. – У нас было несколько серьезных взлетов и падений. Сегодня мы находимся в самом сложном положении, и пока трудно сказать, сколько это будет продолжаться. Затронуто все, начиная от острой нехватки меди и кремниевых и заканчивая рабочей силой, логистикой и грузоперевозками».
Рост популярности 400G Ethernet
Переход к технологии Ethernet с пропускной способностью 400 Гбит/с происходит постепенно, но потребность в увеличении скорости передачи данных в ЦОДах старшего класса и компаниях, предоставляющих облачные сервисы, растет, особенно сейчас, когда столь большому числу удаленных и гибридных работников нужен устойчивый высокоскоростной доступ к корпоративным системам.
В Cisco рассказали о наблюдающемся расширении использования 400G.
«В четвертом квартале объем заказов на порты 400G вырос на 668%, а по итогам года – на 831%, – сообщил Роббинс. – У нас имеется свыше 400 таких клиентов, и в общей сложности мы получили заказы почти на 180 тыс. портов».
По оценкам Dell'Oro Group, появление соответсвующих новым скоростям продуктов станет важным фактором роста в ближайшие пять лет.
«Сетевые операторы рассматривают технологию 400G как логический шаг к увеличению пропускной способности сети при меньших затратах на оборудование и операции, – отметил вице-президент Dell'Oro Шин Умеда. – Экосистема 400G, начиная от кремниевых компонентов и заканчивая оптическими, постоянно расширяется, и в 2020 году на рынке появился широкий спектр маршрутизаторов, поддерживающих технологии 400G. Начиная с 2021 года их крупномасштабное развертывание внесет значительный вклад в дальнейшее развитие рынка. Ожидается, что к 2024 году продукты 400G принесут производителям почти 3 млрд долл. дохода и будут развернуты во всех крупнейших сетях мира».