Международная практическая конференция «Роботизация бизнес-процессов 2019», организованная издательством «Открытые системы», собрала всех значимых игроков рынка RPA в нашей стране. Automation Anywhere стала одним из партнеров конференции, компания работает в России уже более двух лет и сегодня является одним из лидеров в области решений RPA. Шрирам Нараянан, руководитель Automation Anywhere по продажам на территории России и СНГ, Украины, Израиля, стран Африки и Южной Азии, ответил на вопросы о месте RPA в бизнесе современных компаний, о наблюдающихся культурных изменениях и восприятии этих технологий рынком.
- RPA уже стала общеиспользуемой технологией, или пока для большинства компаний остается экзотикой?
RPA – это никакая не экзотика. Когда люди не понимают, какие технологии стоят за предлагаемыми решениями, они воспринимают их как что-то из ряда вон выходящее. Те, кто понимают, воспринимают их гораздо проще и с удовольствием используют. Если эти технологии задействовать правильно, выгоды очевидны.
- Представим, что компания собирается внедрять RPA. С чего ей начать?
Для любой компании, прокладывающей свой путь в RPA, совет один – начать с простых процессов, постоянно повторяющихся и отнимающих много времени. После реализации нескольких таких проектов появляется уверенность в технологии.
Использовать RPA можно для самых разных функций. Например, найм и увольнение сотрудников для HR-департамента — очень простые процессы, но довольно трудоемкие. Чтобы подобрать замену уволившемуся сотруднику, специалисты по кадрам идут на рекрутинговые сайты или в соцсети, ищут размещенные резюме, нанимают хедхантеров. Вручную отбирают резюме, составляют шорт-лист кандидатов, проводят собеседование... В результате на закрытие позиции может уйти несколько месяцев. Используя боты, этот срок можно сократить до нескольких дней. Бизнес-эффект — огромный.
- В каких процессах RPA используется часто, а где — пока редко?
Чаще всего роботизация используется в двух областях. Первая – внутренние офисные функции, там действительно много повторяющихся и жестко регламентированных процессов. Они требуют больших человеческих ресурсов и чувствительны к ошибкам, при их автоматизации резко повышается производительность сотрудников.
Вторая область – взаимодействие с клиентами. Взять, к примеру, такую простую задачу, как открытие банковского счета. Ее вполне можно автоматизировать, но в данном случае за ботом надо следить. Поэтому такой процесс будет проходить не сам по себе, а под контролем человека. Это то, что мы называем интерактивными роботами (attended automation), когда боты работают совместно с людьми.
- Как заставить первые лица компаний выделить деньги на RPA? Каковы будут преимущества перед дешевым человеческим трудом?
Убеждая генерального директора в пользе RPA, можно привести аргумент, что боты помогут сотрудникам быть эффективнее и иметь возможность заниматься наиболее важными задачами. Возвращаясь к примеру с открытием счета, можно утверждать, что роботизация части действий сотрудника даст ему возможность больше внимания уделять тому, до чего раньше не доходили руки – скажем, заботиться об удовлетворенности клиента. Боты ускоряют работу и повышают ее эффективность, так или иначе сокращают расходы, уменьшают число ошибок. И не понадобятся избыточные ресурсы для резервирования традиционной рабочей силы.
Работая совместно с роботами, люди не просто успевают сделать больше, они становятся действительно эффективнее. Лишь удачно сочетая ресурсы – человека и машину – предприятие может быть успешным в эпоху цифровой экономики.
- Какое самое интересное применение RPA вы наблюдали в своей практике?
Наиболее интересные примеры, пожалуй, в области HR. Трудоустройство и увольнение сотрудников – болезненные процессы. Даже если взять крупную технологически продвинутую компанию, то и там уход сотрудников — проблема: нужно привести в порядок документы, выплатить зарплату, что-то изменить в структуре, чтобы связанные с сотрудником процессы продолжили выполняться. С помощью RPA подобные проблемы можно решить за полдня.
- По словам аналитиков, HR-департаментам потребуются новые компетенции для работы с «гибридной» рабочей силой. Действительно ли здесь есть проблема, и в чем она заключается?
Не думаю, что в HR с появлением ботов потребуются какие-то новые навыки или компетенции. Но надо донести до всех сотрудников, кто уже работает в компании и приходит в нее, что они теперь представляют собой цифровую (или, если угодно, гибридную) рабочую силу. Важно довести до их сведения, что им придется работать совместно с ботами и иногда взаимодействовать с ними. Объяснить, что роботы, беря на себя самую скучную и неблагодарную работу, не заменяют людей, а помогают им трудиться быстрее и эффективнее.
От HR-сотрудников скорее требуется обеспечить нормальную атмосферу внутри коллектива и вести просветительскую работу.
- Что нужно сделать компаниям, чтобы быть готовыми к внедрению RPA? Это больше организационные, технические или культурные действия?
Проблема в том, что люди часто путают RPA с цифровой трансформацией. Надо понимать, что это лишь ее часть. Поэтому я бы не сказал, что компании, встающей на путь RPA, требуются глобальные перемены. Скорее понадобятся небольшие, инкрементальные изменения.
Для начала неплохо разобраться в работе своей компании – рассмотреть текущие процессы, выяснить, как они устроены и из чего состоят. Продумать, как можно повысить эффективность работы сотрудника и сэкономить его время, снизить издержки, что можно автоматизировать. Мы это называем декомпозицией процесса – разбиваем его на составные части и смотрим, какие из них можно выполнять с помощью ботов.
Поэтому, если вы хотите внедрять RPA, начните с малого: возьмите конкретную функцию, разбейте ее на небольшие процессы, составьте четкое представление, каким именно образом они работают. Как только появятся успехи, закрепляйте, развивайте их и планируйте дальнейшие действия.
Роботы выходят в продуктив
Своим видением российского рынка RPA поделился Рави Сачдева, генеральный директор компании Advanced Digital Technologies, представляющей решения Automation Anywhere в России и странах СНГ.
«RPA и в России, и вообще в мире развивается очень впечатляющими темпами. На мировом уровне речь идет о 200-процентном росте в год. По моим оценкам, в России этот рост может быть еще раза в полтора раза, — считает Сачдева. — Прошлый год стал годом пилотных проектов, когда многие компании экспериментировали, выбирая платформу, на которую собираются опираться в дальнейшем. В текущем году наступает очередь полномасштабных проектов, когда решения будут использоваться в 'боевых' условиях».
На этом рост не остановится: ведь компаниям нужно не пять или десять ботов, а гораздо больше, и охватываться будут самые разные процессы. Число используемых лицензий и приобретаемые услуги действительно будут расти кратно.
Компании почувствуют растущую мощь RPA, и интерес к ним будет расширяться, уверен генеральный директор ADT.
Рави Сачдева: «В России есть большой спектр компаний, позитивно относящихся к зарубежным продуктам и готовых инвестировать в лучший мировой опыт. Если решение хорошее, оно всегда найдет своего покупателя» |
Сравнивая динамику российского рынка RPA, Сачдева признал, что, как и в других сегментах, есть отставание в несколько лет. Западные рынки уже лет шесть или семь знакомы с RPA, в нашей же стране сейчас пошел второй год знакомства с технологией. По его мнению, местный рынок традиционно сложно принимает инновации, и пока темой роботизации бизнес-процессов всерьез озабочены лишь пионеры — компании, являющиеся технологическими лидерами и в других областях.
Конечно, покупательская способность — разная. Что касается критериев выбора RPA-платформ в целом, то, как считает Сачдева, компании интересуют используемые технологии и функционал; конечно же, есть и финансовые ориентиры – всех заботит стоимость владения. Имеется и ряд других факторов – например, возможность найти для приобретаемого продукта квалифицированную поддержку, желательно сертифицированную вендором.
«Тем не менее, есть немало компаний, позитивно относящихся к зарубежным продуктам и готовых инвестировать в лучший мировой опыт. Если решение хорошее, оно всегда найдет своего покупателя, — уверен глава ADT. — Кроме того, на рынке есть небольшие местные игроки, которые себя позиционируют в качестве производителей средств RPA. Они ищут свои ниши, но пока находятся в самом начале пути. Конкуренция – это всегда хорошо, она помогает развиваться».