О текущей стратегии «1С» и ключевых направлениях развития на корпоративном рынке речь шла на традиционной ежегодной конференции фирмы для партнеров и заказчиков.
Экосистема
Можно спорить о том, способна ли уже «1С» предоставить полноценную альтернативу продуктам глобальных лидеров на отечественном рынке. Но нельзя отрицать, что в течение полутора десятков лет ей удалось сформировать на постсоветском пространстве собственную отраслевую экосистему внушительных размеров. В настоящее время она включает более тысячи тиражируемых прикладных решений, которыми пользуются более 5 млн человек в полутора миллионах коммерческих предприятий и в госучреждениях. 6700 внедренческих партнерских организаций, в которых трудятся более 100 тыс. квалифицированных ИТ-специалистов, работают с продуктами «1С» по модели франчайзи в 750 городах. Еще 200 тыс. специалистов из ИТ-служб заказчиков владеют необходимыми компетенциями для работы с продуктами «1С», и свыше 300 тыс. специалистов программируют на встроенном языке «1С:Предприятия».
Два десятилетия доходы «1С» в рублевом выражении неуклонно росли. Как сообщил директор фирмы Борис Нуралиев, в 2016 году объем продаж группы c дочерними, совместными и розничными предприятиями увеличился на 6,5%; при этом по направлению «1С:Предприятие» продажи в России выросли на 15,5%. Беря в расчет стагнацию ИТ-рынка страны, это можно считать серьезным достижением.
На рынке интегрированных систем управления предприятием (ERP и другие системы данного класса) за десять лет компания совершила прорыв. Если в 2003 году аналитики IDC причисляли ее лишь к категории «прочих поставщиков», суммарно занимающих 9% рынка, и не относили к группе значительных самостоятельных игроков, то в 2013-м (заметим, до политических событий, повлекших курс на импортозамещение) «1С» вошла в число лидеров рынка ERP с показателем 30,5% в денежном выражении. А по итогам 2016 года ее доля выросла до 32,9%. На первый взгляд, прибавка незначительная, но, как поясняет Нуралиев, увеличить долю в денежном измерении в последние годы было совсем непросто, так как цены у «1С» измеряются в рублях, а у зарубежных конкурентов — в евро и долларах, курс которых в этот период быстро рос.
В количественном же выражении – по числу автоматизируемых рабочих мест – еще в 2013 году доля «1С» на российском рынке ERP, по собственным оценкам фирмы, составила 83%.
Ключевыми составляющими успеха компании Нуралиев назвал «индустриальный подход» к разработке, тиражированию, продаже и поддержке программ, а также создание эффективной партнерской сети по распространению программных продуктов. «Теперь перед '1С' встает вопрос, как расти дальше, ведь фирма уже занимает огромную долю рынка», — заявил он.
Руководство компании определило для себя несколько направлений развития. Во-первых, планируется увеличить продажи в ближнем и дальнем зарубежье. Для этого, в частности, создана компания 1С International и заключено соглашение с ВЭБ о поддержке экспорта программ и проектов с использованием программной платформы «1С:Предприятие». Во-вторых, будет продолжено развитие самой платформы и решений на ее основе. Фирма рассчитывает продавать больше различных услуг уже имеющимся заказчикам.
«Раньше мы предлагали клиентам автоматизировать их учет, теперь мы можем автоматизировать их основную деятельность (торговую, производственную) и взять на аутсорсинг фискальный учет — бухгалтерию, налоги и зарплату», — заявил по этому поводу Нуралиев.
Планируется также упрочить положение на рынке за счет новых контрактов с крупнейшими заказчиками страны.
Мода пришла
Мощным двигателем бизнеса должно стать обновление государственной стратегии в области ИТ и недавние инициативы властей по цифровизации отечественной экономики. Свою экосистему фирма построила еще до обострения внешнеполитической обстановки и санкционных коллизий, однако курс на импортозамещение способствовал быстрому росту заказов «1С» от клиентов федерального масштаба.
Недавним подтверждением этой тенденции стало подписание на ПМЭФ-2017 ряда важных соглашений и меморандумов о сотрудничестве «1С»с флагманами экономики, среди которых РЖД, КАМАЗ, Biocad, «Мечел», «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ).
«Если несколько лет назад крупнейшие российские корпорации стеснялись говорить, что используют '1С:Предприятие', то теперь ситуация изменилась. С точки зрения пиара и психологии нам стало легче работать. Почти все крупные корпорации и холдинги в большем или меньшем объеме используют продукты '1С'. И теперь у госкорпораций появились структуры или лица, ответственные за импортозамещение. Они провели инвентаризацию внедренных информационных систем и готовы констатировать широкое использование наших решений», — подчеркнул Нуралиев.
По его мнению, продукция «1С» входит в моду у элиты российской экономики. Он также отметил, что взаимодействие с ведущими корпорациями и холдингами страны, помимо коммерческой составляющей, несет в себе дополнительную ценность для «1С», позволяя нарастить компетенции на базе многолетнего опыта применения ИТ в ключевых отраслях, и совместно с лидерами экономики предложить тиражируемые отраслевые продукты. К примеру, соглашение о формировании отраслевых решений уже подписано с «Газпром нефтью».
Однако для того чтобы эффективно взаимодействовать с лидерами экономики, «1С» необходимо максимально соответствовать их ожиданиям. С этой целью компания развивает функционал имеющихся корпоративных продуктов и активно продвигает новые решения, способные обеспечить потребности в централизованной и комплексной автоматизации холдингов и корпораций.
ERP вместо УПП
С 2004 года на рынок поставляется «1С:УПП», один из главных продуктов для управления производственными предприятиями. В 2014 году на его долю приходилось 49% продаж, а на более современный программный пакет «1С:ERP» — 51%. В 2016 году доля последнего составила уже 68% от выручки по данному продуктовому направлению, а доля УПП — только 32%. Фирма призывает заказчиков мигрировать на «1С:ERP». С 30 апреля 2018 года поставки «1С:УПП», а также отраслевых и специализированных решений, разработанных на ее базе, выводятся из прайс-листа «1С» и ее партнеров. В настоящее время пользователями «1С:ERP» уже являются более 1600 предприятий.
Компания «Гельтек-Медика», шесть лет проработавшая с «1С:УПП», приводит такой аргумент в пользу перехода на «1С:ERP«: для бизнеса необходим новый функционал по управлению ресурсами предприятия, а доработка УПП обошлась бы дороже, чем покупка типового «1С:ERP» c некоторой модификацией.
На ПМЭФ было подписано несколько соглашений о внедрении «1С:ERP» у крупных заказчиков, в том числе с Biocad и ОМЗ, которая намерена также приобрести централизованные решения «1С:Корпорация» и «1С:Управление холдингом».
Комплексные поставки
Решение «1С:Корпорация», появившееся в прайс-листе «1С» совсем недавно, только в декабре 2016 года, представляет собой комплекс интегрируемых типовых решений, разработанных на единой технологической платформе «1С:Предприятие 8» и других продуктов, используемых совместно для автоматизации крупных предприятий, групп компаний и холдингов, — тех самых крупных заказчиков, до которых намерена «дотянуться» фирма.
Другой продукт, «1С:Управление холдингом», продажи которого стартовали в начале 2015 года, уже используют более 250 клиентов. Это решение для автоматизации широкого спектра задач, связанных с учетом, планированием и контролем эффективности холдингов. Самый масштабный проект на его основе обеспечил автоматизированными рабочими местами 1700 пользователей в компании «Татнефть». А совокупный бюджет проектов внедрения системы управления холдингом «1С» превысил 3 млрд руб. По сравнению с 2015 годом продажи лицензий в 2016-м увеличились на 51%; в первом квартале текущего года отмечен рост в 71%.
На ПМЭФ фирма подписала с ОСК соглашение о сотрудничестве, связанное с внедрением «1С:Управление холдингом». Оно предполагает разработку концепций, определение направлений и функциональных областей для автоматизации ОСК, разработку дорожных карт и программ развития корпорации в области ИТ.
В борьбе за клиентов подобного масштаба «1С» вступила в противоборство с глобальными зарубежными разработчиками, прежде всего с SAP, которая с 2003 года по сию пору контролирует половину российского рынка ERP в денежном выражении. И основные клиенты SAP – это как раз крупнейшие корпорации и холдинги. Но Нуралиев убежден, что «1С» уже показала пример успешной конкурентной борьбы отечественных высокотехнологичных разработок с продукцией ведущих международных корпораций.
«Мировые ИТ развиваются быстро. У нас нет выбора – мы будем идти со скоростью мирового рынка или даже чуть быстрее, чтобы наши решения стали конкурентоспособными», — заключил он.