Что делать с «нестандартом»




Заказчики SAP по инициативе «Сургутнефтегаза» обсудили, как уменьшить объемы доработок стандартных решений компании

12:00 13.02.2014   |   22239 |  Михаил Зырянов |  «Директор информационной службы»

Рубрика Предприятие



Российским заказчикам очень часто приходится дорабатывать стандартные версии «тяжелых» ERP-решений, например приложений SAP, причем объемы этих доработок могут оказаться весьма значительными.

Ринат Гимранов Сургутнефтегаз
Ринат Гимранов: «Заказчики хотели бы влиять на формирование стандартных решений SAP»

Российским заказчикам очень часто приходится дорабатывать стандартные версии «тяжелых» ERP-решений, например приложений SAP, причем объемы этих доработок могут оказаться весьма значительными. Так ли уж неизбежно создание подобного «нестандарта» и можно ли каким-либо образом сократить затраты на доработку стандартных модулей? Чтобы обсудить эти вопросы с коллегами из других компаний, работающих в России, компания «Сургутнефтегаз» собрала конференцию, получившую весьма символичное название — «Стандарт SAP: мифы и реальность».

«Сургутнефтегазу», который использует решения SAP без малого 20 лет, начав с продуктов семейства R/2, эта проблема известна очень давно. И многие модули пришлось сильно переделать, чтобы адаптировать их к потребностям бизнеса и особенностям его ведения в России, некоторые из них были «переписаны» практически полностью.

Как отметил Ринат Гимранов, начальник управления ИТ компании «Сургутнефтегаз», SAP тратит большие деньги на создание отраслевых решений и на локализацию своих продуктов, однако «Сургутнефтегазу» от этого «ни горячо, ни холодно». Тем не менее компания оплачивает их сопровождение, и хотелось бы, чтобы эти немалые затраты приносили ей какую-то пользу.

Среди недостатков стандартных ERP-решений, которые перечислил Александр Хворостов, заместитель начальника управления ИТ компании «Сургутнефтегаз», недостаточно полная функциональность, запаздывание локализаций, неудобный пользовательский интерфейс. Но и объемная доработка таких решений не лучший выход: она требует немало времени и денег, доработанные решения заметно сложнее интегрировать с другими модулями, много проблем возникает при миграции на более новые версии «ядер» продуктов. В новых внедренческих проектах компания старается максимально полно опираться на стандартные решения, однако полностью уйти от доработок пока не получается.

Игорь Вагин, заместитель начальника производственного управления «СургутАСУнефть», подразделения «Сургутнефтегаза», обеспечивающего наладку и техническое обслуживание различных АСУ, в качестве примера привел проект внедрения решения для ИТ-поддержки процессов охраны окружающей среды. По его словам, в «чистом виде» отчеты, которые предоставляет локализация стандартного решения SAP, не устроили экологический департамент компании, при этом выяснилось, что модификация кода решения не предусмотрена. В результате пришлось разрабатывать собственный «экологический» функционал.

По мнению Алексея Лекомцева, руководителя департамента SAP компании «Башнефть», можно выделить четыре вида доработок. Первая — «обязательный нестандарт» — включает доработки для адаптации стандартных решений к индивидуальным особенностям предприятия. Вторая — «вынужденный нестандарт», в ней содержатся функции, которых нет в стандартном решении, но которые часто повторяются в различных проектах. Примеры — отчет о статистических показателях в модуле контроллинга и обеспечение связи договора с документом учета. Третья категория — «дополнительный нестандарт», или доработка функционала, который не встречается в явном виде в стандартном решении, например учет спецодежды и трансфертное преобразование. Наконец, четвертая категория — «избыточный нестандарт» — доработки, которые делаются из-за того, что специалисты предприятия плохо изучили возможности стандартного решения, или «по прихоти заказчика» (например, для соблюдения внутренних регламентов).

«Ситуацию с вынужденными и дополнительными доработками вполне можно было бы улучшить силами SAP, — считает Лекомцев. — Компании следует уделять больше внимания развитию и расширению стандартных функций. Сейчас эти доработки реализуются с заметным опозданием и зачастую не удовлетворяют заказчиков».

Как выяснилось в ходе дискуссий, заказчики готовы сотрудничать с SAP в плане усовершенствования стандартных решений и локализованных версий, предоставляя вендору свои доработки, однако сотрудничество это, похоже, пока не дает должного эффекта. В этой ситуации, по мнению Василия Мальцева, заместителя директора департамента ИТ компании «Нижнекамскнефтехим», заказчикам следует больше общаться друг с другом, развивая прямые горизонтальные связи и не рассчитывая на усилия SAP.

«Похоже, наша проблема в том, что мы не доносим до клиентов информацию о локализации, о том, что делается в этой области», — признал Андрей Трегубов, руководитель службы Globalization Services в странах СНГ подразделения SAP Labs.

Прежде чем перейти в SAP, Трегубов около 15 лет проработал на стороне заказчика и потому хорошо знаком со многими проблемами, которые упомянули представители предприятий. Отвечая на их вопрос о том, почему многие их письма остаются без ответа, Трегубов порекомендовал не писать, а вместе искать «правильных» людей, которые могут помочь справиться с той или иной проблемой.

Итогом прошедшей конференции, которую помимо «Сургутнефтегаза» поддержали компании «Инлайн груп», HP, SAP, BDO и VMware, стала выработка списка предложений для SAP по усовершенствованию стандартных и локализованных решений. По мнению заказчиков, реализация этих предложений помогла бы не только улучшить функциональные возможности продуктов SAP, но и заметно снизить совокупные затраты предприятий на их внедрение, сопровождение и развитие за счет уменьшения доли «нестандарта».


Теги: показывать на главной Самое интересное switchbox