Компания SolarCity согласилась с предложением Tesla Motors о полном приобретении SolarCity за 2,9 млрд долл., которое впервые было озвучено в июле.
Компания, специализирующаяся на установке на крышах солнечных батарей, объявила, что слияние приведет к созданию первой в мире «устойчивой вертикально-ориентированной энергетической компании».
SolarCity уже продает литиево-ионные батареи, которые Tesla выпускает для коммерческих и домашних систем хранения энергии, а также для всех своих электромобилей.
Основатель и генеральный директор Tesla Илон Маск является одновременно одним из основателей и председателем совета директоров компании SolarCity, работой которой руководят генеральный директор Линдон Райв и его брат Питер Райв, занимающий пост технического директора. Оба они - кузены Маска. Лично Маску принадлежат 22% акций SolarCity и 21% акций Tesla.
![]() |
Батарея Tesla Powerwall может быть размещена прямо на стене гаража, по соседству с электромобилем. Источник: Tesla |
«Солнечные системы и системы хранения энергии очень удачно дополняют друг друга при объединении, – говорится в блоге SolarCity. – Будучи одной компанией, Tesla (хранение электроэнергии) и SolarCity (переработка солнечной энергии) смогут создавать полностью интегрированные продукты для жилых помещений, коммерческих систем и энергетических сетей, улучшающие процесс производства, хранения и потребления электроэнергии».
Tesla готовится увеличить выпуск стационарных систем Powerwall и Powerpack на фабрике Gigafactory, которая официально открылась в конце июля. К 2018 году фабрика произведет достаточное количество батарей для 500 тыс. электромобилей, которые Tesla планирует выпустить. Производитель электромобилей обещает представить к этому времени свою самую дешевую модель для массового потребителя, Model 3.
В соответствии с планами Маска, к 2020 году фабрика будет производить 35 гигаватт батарейной емкости. Цель заключается в том, чтобы снизить цены на батареи более, чем на 30% за счет экономии на масштабах производства.
В SolarCity заявили, что готовы предложить «дифференцированные солнечные решения следующего поколения».
«Объединив усилия, мы сможем повысить эффективность производства и полностью интегрировать наши продукта, предложив клиентам эстетически красивое и простое сочетание систем переработки солнечной энергии и ее хранения: единая установка, единый сервисный контракт, единое телефонное приложение».
У аналитиков отрасти сложилось противоречивое впечатление об объединении Tesla и SolarCity.
Директор исследовательской компании Mercom Capital Group Радж Прабху заявил о своем скептическом отношении к объединению, которое весьма вероятно приведет к конфликту интересов.
Ни Tesla, ни SolarCity не являются прибыльными и влезают в довольно большие долги, поскольку много тратят на укрепление своего положения в пока еще нишевых отраслях.
«Если бы Маск не был крупным акционером в обеих компаниях, сделка вряд ли бы состоялась, – подчеркнул Прабху. – Это два очень разных вида бизнеса, и спад в одном из них будет тормозить развитие всей компании».
Руководитель направления исследований солнечной энергетики в компании GTM Research Эм Джей Шао согласен с позицией Tesla, согласно которой полнофункциональное и интегрированное энергетическое решение необходимо для того, чтобы потребители самостоятельно управляли своим энергетическим выбором в условиях изменения электрических структур в масштабе всей страны.
«Неясно, однако, действительно ли слияние так уж нужно Tesla и SolarCity для совместного создания и продвижения продуктов под общим брендом», – заметил он.
В прошлом году Tesla неплохо заработала на продаже своих литиево-ионных батарей SolarCity. По данным GTM Research, на SolarCity пришлось 36% всех продаж аккумуляторов Tesla.
Согласно новому отчету IHS, ожидается, что глобальный рынок средств хранения электроэнергии удвоится, если компании и домашние потребители начнут дополнять солнечные панели на крыше и другие системы, использующие возобновляемые источники энергии, средствами ее хранения.
На протяжении ближайшего десятилетия литиево-ионные батареи будут оставаться основным средством хранения электроэнергии. К 2025 году на них придется более 80% всех установок хранения энергии.
В SolarCity уверены, что уже в первый год после завершения сделки объединение принесет компании около 150 млн долл.
Клиенты смогут сэкономить деньги за счет уменьшения стоимости оборудования, снижения расценок на установку, повышения эффективности производства и снижения издержек клиентов. Этому будет способствовать розничная сеть Tesla, объединяющая 190 магазинов, и присутствие этой компании на международных рынках.
В соответствии с достигнутым соглашением, в течение 45-дневного периода, который закончится 14 сентября, SolarCity сможет принимать и другие предложения. Обе компании заполнили для Комиссии по ценным бумагам и биржам США так называемую Форму 8-K, в которой содержится дополнительная информация о сделке.
В SolarCity говорят, что подписание соглашения о слиянии – «большой шаг вперед», но еще не «финишная черта». Ожидается, что сделка будет окончательно завершена в четвертом квартале нынешнего года.
Но прежде чем это случится, она должна быть одобрена большинством незаинтересованных акционеров Tesla и SolarCity, которые голосуют на каждом собрании и утверждены регулирующими органами.