В ходе презентации новых устройств Hewlett-Packard, использующих новый тонер и технологию HP JetIntelligence («Не 'химией' единой», Computerworld Россия, 16 апреля 2015), Игорь Пасюков, директор по развитию продуктов систем печати департамента персональных систем и устройств печати HP в России, ответил на вопросы Computerworld Россия о положении дел на рынке и перспективах представленных разработок, революционная новизна которых может существенно повлиять не только на бизнес самой HP и ее партнеров, но и третьих фирм, специализирующихся на клонировании (причем, далеко не всегда абсолютно законном) оригинальных расходных материалов.
- По данным IDC, рынок печатающих устройств в 2014 году опять сократился. Причем в денежном исчислении падение было больше, чем в количественном, в отличие от 2013-го. Что происходит на рынке?
Кризис не мог обойти стороной сегмент печатных устройств. На его динамику оказали влияние два фактора. Первый – снизился спрос. Второй – стоимость печатного устройства в рублевом эквиваленте, естественно, выросла из-за девальвации рубля в конце прошлого года. Соответственно техники стало продаваться меньше, при этом заказчик старается уложиться в умеющийся у него рублевый бюджет. Вместо цветного устройства, как в лучшие годы, он покупает монохромное, вместо многофункционального — принтер. В результате падение рынка произошло как в количественном, так и в денежном выражении.
- Большая часть новинок — цветные устройства, а спрос будет, как вы сказали, на монохромные...
В течение полутора-двух лет на технологию HP JetIntelligence будет переведена вся линейка лазерных устройств. В монохромных устройствах мы в России нуждаемся, конечно, больше, особенно сейчас: продажи цветных лазерных принтеров, в штуках, не составляют более 7% от общего количества. Понятно, что серьезно влиять на наш рынок без полноценной линейки монохромных устройств невозможно.
- Черный тонер в цветных и монохромных устройствах одинаков?
Да, химически тонеры идентичны.
- В России широко используются совместимые и перезаправленные картриджи. Некоторое время их для новых устройств не будет. Нет опасения, что это сделает новинки менее популярными?
На нашем рынке действительно очень востребована и продукция третьих фирм, и услуги по перезаправке. Но HP — лидер печатного рынка, и в доходах производителей совместимых картриджей для наших принтеров и МФУ наша доля тоже весьма велика. Так что я не сомневаюсь, что они следят за нашими новинками и будут делать свои аналоги и картриджа, и тонера.
- Два вопроса: смогут ли они сделать аналогичный тонер и можно ли старый тонер использовать в картриджах нового типа?
По первому вопросу – конечно, они будут стараться. По второму — наполнить новый, меньший по размеру картридж старым «порошком» — не проблема. Однако надо учитывать, что новый тонер — мелкодисперсный, так что старого, крупного, в картридж влезет меньше, а значит, и ресурс печати у него будет очень низкий. К тому же новый тонер плавится при меньшей температуре, при которой старый плавиться еще не будет. И полученное изображение будет легко осыпаться, например, при сгибании листа.
- У вас есть лазерные принтеры, есть струйные. Первая технология сделала большой шаг вперед. Что делать «струйному» направлению?
Тоже делать шаг вперед.
Но вообще, несмотря на все усовершенствования, каждая из технологий — и новая HP JetIntelligence в лазерной печати, и технология HP PageWide в струйных устройствах — имеет свои области применения, почти непересекающиеся. Если нужно печатать много — в департаменте, в крупной рабочей группе, то, конечно, предпочтительнее лазерная техника. Если нужен цветной принтер, персональный или для небольшой рабочей группы, скорее всего, струйная печать обойдется дешевле.
- Когда появятся «тяжелые» устройства с новым картриджем?
В течение полутора-двух лет, как я уже говорил, мы должны заменить если не весь продуктовый ряд (а старшие модели долго живут на рынке), то его большую часть. У новой технологии столько преимуществ, что ее глупо не использовать.
- На европейской премьере новых устройств говорили в основном о химических свойствах тонера, а об инженерных решениях, в отличие от российской презентации, мало. С чем это связано?
Возможно, с ментальностью наших заказчиков. Например, на Западе уже прижились открытые офисные пространства и совместно используемые печатающие устройства. В России же пока все предпочитают сидеть в своих кабинетах и пользоваться своими выделенными принтерами. Заставить начальника средней руки бегать к принтеру через весь офис в России практически нереально. Поэтому при продвижении устройств у нас важно показывать и компактность, и малый уровень выделения озона, и малошумность, и другие характеристики, не столь важные для западного потребителя.
- На презентации новой техники много говорилось о беспроводной печати, о мобильных пользователях. А насколько востребованы мобильные принтеры?
Они довольно популярны, у нас есть и мобильные принтеры, и мобильные МФУ, Причем, мобильные МФУ насколько я знаю, вообще уникальные устройства, которые выпускает только HP. Причем по электропитанию они совместимы с зарядными устройствами от ноутбуков HP. У нас даже был проект с Генпрокуратурой России по созданию специального рабочего места следователя, в ударопрочном чемоданчике упаковывались и мобильное МФУ HP, и ноутбук HP, и все необходимые аксессуары.