В 2020 лидером магического квадранта Gartner в области управления мастер-данными в четвёртый раз подряд стало решение Informatica — Informatica Master Data Management. В России компанию Informatica представляет DIS Group. Александр Тарасов, управляющий партнёр компании DIS Group, рассказал о том, что сейчас происходит в области управления мастер-данными и как Informatica удаётся столько лет удерживать лидерство.
Мастер-данные — скелет цифрового бизнеса
Мастер-данные для компании — это каркас, который позволяет структурировать корпоративные данные так же, как скелет структурирует человеческое тело. Согласно Gartner, именно методология управления мастер-данными обеспечивает универсальность, точность, семантическую непротиворечивость, надёжность ключевых для бизнеса сведений, а также возможность их курировать.
Управление мастер-данными играет важнейшую роль практически для всех секторов экономики. Большинство крупных компаний в России сейчас выстраивают у себя каркас мастер-данных. Это и ретейл (например, X5 Retail Group, «Лента», «М.Видео-Эльдорадо»), и операторы связи, и логистические компании, и банки. Не отстают и промышленные предприятия. Там сейчас активно стандартизуются и унифицируются справочники оборудования, комплектующих, деталей. Наиболее продвинутые промышленные предприятия уже научились нанизывать на каркас мастер-данных информацию с датчиков Интернета вещей.
Особенное значение управление мастер-данными играет для организаций, ключевым активом которых является клиент. Очевидно, что клиентских данных в таких компаниях очень много, зачастую хранятся они в различных системах. Для одного и того же человека может быть заведено несколько записей с разной информацией. В одной записи может быть указаны имя и адрес, в другой имя, фамилия и телефон. Чтобы настроить эффективную коммуникацию с клиентом, все эти записи необходимо свести в одну — «золотую» — с помощью системы управления мастер-данными.
Проблемы с неполными и дублирующимися записями часто возникают и с данными о предлагаемых компанией продуктах. С той лишь разницей, что информация в этом случае может быть представлена в различных форматах (текст, изображение, видео), а значит управлять ей может быть сложнее. Что уж говорить про промышленные предприятия, где мастер-данные зачастую используются вместе с информацией с датчиков Интернета вещей.
Пандемия повысила значимость управления мастер-данными
Пандемия COVID-19 высветила многие недочёты в области управления данными в компаниях, мастер-данные — не исключение. В условиях быстрой смены условий ведения бизнеса правильно организованная система управления мастер-данными выходит на первый план. Именно она поможет быстро завести во все каналы коммуникации с клиентом информацию о новых продуктах, услугах, тарифах. Именно она позволит быстро начать работать с новыми поставщиками и подрядчиками или обновить условия работы со старыми, оптимизировать цепочки поставок.
Отмечу, что к моменту начала пандемии системы управления мастер-данными уже достигли определенного уровня технологической зрелости. Они уже успели пройти этап хайпа и доказали свою эффективность в реальных бизнес-кейсах. Судя по всему, системы управления мастер-данными сейчас переживают ренессанс, причем не только в России, но и во всём мире.
Для больших данных также требуется MDM
Технологии больших данных в России постепенно достигают зрелости, подтверждение тому — множество очень успешных кейсов применения озер данных. Эффективное управление мастер-данными помогает извлекать из озёр данных больше «рыбки» — ценной для бизнеса информации. Иначе как, например, специалист по данным (data scientist) сможет эффективно обучить предиктивную модель для прогнозирования поведения клиентов, если не будет точно знать, сколько в его выборке имеется уникальных записей о реальных клиентах и сколько дубликатов?
Перед попаданием в озеро данные должны автоматически привязываться к той или иной «золотой записи». Например, сведения с датчиков Интернета вещей при поступлении в озеро обязательно должны быть связаны с записью об оборудовании, с которого они поступили.
Что мешает российским компаниям эффективно управлять мастер-данными
Универсальной на сегодняшний день проблемой всех проектов по внедрению управления мастер-данными остается организационная сложность таких проектов. С одним и тем же доменом мастер-данных (например, характеризующим клиентов) может работать целый ряд департаментов внутри организации. У каждого департамента могут быть свои представления о том, как должны быть организованы «золотые записи» для этого домена и какие атрибуты в них необходимо включать.
Кроме того, за большинством систем, которые внедряют у себя организации, чётко закреплены бизнес-владельцы. Однако определить бизнес-владельца системы управления мастер-данными бывает очень непросто. За владение системой могут бороться различные департаменты, между ними иногда разгораются очень жаркие споры, которые тормозят проект. На мой вгляд, у такой системы не может быть единого владельца. Она выступает, скорее, в роли контейнера для хранения мастер-данных. Объектом владения должны стать сами мастер-данные, при этом у отдельных доменов мастер-данных могут быть разные владельцы внутри компании.
Более того, некоторые склонны ограничивать управление мастер-данными одноразовым проектом по дедупликации и валидации справочников. Это в корне неверно! Мастер-данные могут и должны постоянно меняться и обновляться, управление ими — это непрерывный процесс.
Чтобы проект по управлению мастер-данными был успешен, необходимо на самых начальных этапах тщательно проработать методологию управления ими. Проще всего сделать это можно с привлечением внешнего консультанта с опытом работы в этой сфере. В частности, потребуется оптимальным образом расписать атрибуты, выставить для уровня качества выполнимые KPI и описать процессы его оценки. Также важно определить ответственных за все «золотые записи», проработать процессы их изменений и настроить уведомление ответственных сотрудников об этих изменениях.
Почему Informatica — наиболее предпочтительный инструмент для управления мастер-данными
Важнейшее преимущество Informatica — комплексный подход к управлению корпоративными данными: развернув решение для управления мастер-данными, вы получите в свое распоряжение мощный инструмент для обеспечения качества данных, который будет незаменим в процедурах очистки справочников, а также при решении задач. То же самое касается и возможностей в области интеграции данных и реализации процессов корпоративного управления данными (Data Governance) в целом.
В решения Informatica встроены алгоритмы искусственного интеллекта. В частности, они помогают формировать «золотые записи», связывать их с релевантной транзакционной информацией, очищать данные, обеспечивать их полноту и непротиворечивость. Informatica постоянно обновляет и дорабатывает эти алгоритмы. Без автоматизации на основе искусственного интеллекта невозможно эффективно управлять мастер-данными, особенно в крупных компаниях, собирающих большие объёмы информации.
Кроме того, платформа Informatica позволяет управлять мастер-данными разных доменов (мастер-данными о клиентах, товарах, поставщиках и прочее) из одного решения — мультидоменной MDM-системы. В целом ряде сценариев такой подход обеспечивает более быстрое получение бизнес-результатов и окупаемость инвестиций.
В июне этого года Informatica представила продукт Business360 — новое решение для управления мастер-данными нескольких доменов, в том числе о поставщиках, клиентах, продуктах. В нём использованы ещё более продвинутые алгоритмы искусственного интеллекта, позволяющие управлять ключевой информацией ещё эффективнее, чем раньше.
Чтобы в деталях увидеть возможности Informatica в области управления мастер-данными, скачайте видео вебинара DIS Group.