RPA 2019: как роботы помогают корпоративным системам работать вместе

Александр Бейдер: «Ручные операции по обработке данных и есть та область, где применение RPA эффективно уже сейчас и, несомненно, станет еще более эффективным в перспективе, когда будут доведены до стадии работающих продуктов технологии, совокупно обычно обозначаемые термином 'искусственный интеллект'»


10:11 12.03.2019  (обновлено: 16:32 02.04.2019)   |   3918 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия



Информационные системы в большой компании часто неспособны взаимодействовать друг с другом «напрямую». Программные роботы помогают наладить этот процесс без перестройки всей ИТ-архитектуры предприятий.

Решения корпоративного класса зачастую несовместимы между собой, а потому обеспечивать их взаимодействие — в том числе переносить данные с одной платформу на другую — приходится вручную. О том, как в решении этой задачи помогут программные роботы, на конференции «Роботизация бизнес-процессов 2019», которую издательство «Открытые системы» проведет 23 апреля, на основании собственного опыта расскажет Александр Бейдер, директор по развитию направления цифровых технологий компании TerraLink.

— В Gartner полагают, что RPA к концу 2018 года достиг пика. А на какой стадии этот интерес находится в России?

Я с таким прогнозом не знаком и не согласен. Я встречал прямо противоположные прогнозы, а именно, что спрос на технологии RPA в существующем виде и в не меньшей степени на их производные будет только расти. Достаточно упомянуть о включении продукта Contextor RPA в портфолио компании SAP в 2018 году. Так что я уверен: все самое интересное в области RPA только начинается.

Что касается России, то о нынешнем уровне интереса к RPA можно будет судить года через два-три. Судя по тому, что «Открытые системы» проводят свою конференцию по тематике RPA в начале 2019-го и это первая серьезная профессиональная конференция в России по данной теме, думаю, интерес к RPA в нашей стране быстро растет.

— В каких отраслях российской экономики интерес к RPA наиболее высок? Есть ли разница с мировой практикой?

RPA, по своей сути, есть кросс-отраслевая технология, ориентированная на автоматизацию рутинных операций, каковых более чем достаточно во всех отраслях, как в России, так и за рубежом. Так что спрос на роботов есть повсюду, но возможность его удовлетворить имеют только те предприятия, у которых есть возможность вкладывать средства в свое технологическое развитие. Я полагаю, может быть, немного цинично, что структура спроса на RPA в чем-то аналогична отраслевой структуре нашего национального продукта. И, более того, думаю, это распределение очень хорошо коррелирует и с общемировой практикой.

 

 

RPA 2019 — Роботизация бизнес-процессов

Приглашаем на нашу конференцию всех, кто хочет освоить подходы к интеллектуальной автоматизации, познакомиться с ключевыми поставщиками инструментов и платформ RPA, на примерах реальных проектов узнать, как получить максимум преимуществ от применения роботизированных решений!

Ждем Вас 23 апреля! Успейте зарегистрироваться!

— С чем связана популярность RPA?

Потребность в программных роботах — это на самом деле оборотная сторона автоматизации управления бизнесом с помощью систем корпоративного уровня. Жизненный цикл таких решений составляет десятки лет, они накапливают стратегически важную корпоративную информацию, а совокупный объем вложений в их разработку и поддержку исключает саму мысль о возможности их быстрой замены.

При этом, как показывает опыт, они часто не обеспечивают полную автоматизацию всех операций. Практически любое крупное предприятие имеет, с одной стороны набор больших систем, внедренных в разное время и построенных на несовместимых архитектурах, с другой – целые отделы сотрудников, занятых ручными операциями по обработке информации: поиском, извлечением, структуризацией, проверкой, повторным ручным вводом данных из одной системы в другую.

Эти ручные операции и есть та область, где применение RPA будет эффективно уже сейчас и, несомненно, станет еще более эффективным в перспективе, когда будут доведены до стадии работающих продуктов технологии, совокупно обычно обозначаемые термином «искусственный интеллект».

— В чем главное отличие проектов по внедрению RPA от других «автоматизационных» проектов? Каковы достоинства и недостатки у этой технологии?

RPA — такая же платформа для автоматизации, как и многие другие типа ERP или ECM. Принципиальная разница состоит лишь в способе организации ее взаимодействия с корпоративной инфраструктурой и пользователями. Если другие платформы взаимодействуют с корпоративными приложениями в основном через программные интерфейсы и информационные хранилища наподобие СУБД, то RPA взаимодействует в первую очередь через пользовательские интерфейсы корпоративных систем. Хотя не исключаются и любые другие методы взаимодействия.

Организации взаимодействия с пользователями при традиционной автоматизации уделяется огромное внимание, поставщики разрабатывают и внедряют интерфейсы, с помощью которых пользователь может реализовывать операции, необходимые ему в рамках исполняемого бизнес-процесса, и получать доступ к необходимой информации при минимальных трудозатратах с его стороны.

При внедрении RPA, напротив, взаимодействие с пользователем не является обязательным. Оно если не является исключением, то определенно снижает эффективность процесса и, более того, прямо противоречит идеологии платформы. Тем не менее оно встречается и даже имеет красивое название — attended robots, «интерактивные роботы».

Таким образом, достоинством RPA является отсутствие необходимости заниматься кодированием, а также вносить какие-либо изменения в корпоративные системы или даже вообще иметь к ним какой-то доступ со специальными полномочиями.

А недостатки, как полагается, являются продолжением достоинств. Очевидно, что реализовывать нагруженные транзакционные взаимодействия между корпоративными системами с помощью RPA не слишком хорошая идея. И, совершенно точно, с помощью RPA не стоит реализовывать взаимодействия, для которых имеются готовые интеграционные модули, разработанные вендорами. Во всяком случае до тех пор, пока всесторонне не оценил экономическую эффективность такого подхода.

— Какие главные проблемы встают при внедрении RPA? Какие наиболее типичные ошибки совершаются в процессе подготовки к внедрению и в ходе самого внедрения?

Главная проблема, как всегда, — неготовность бизнес-процессов заказчика; хаос, как известно, не автоматизируешь. Всегда есть некоторое сопротивление персонала, опасающегося, что он станет ненужным. Есть и специфическая проблема. Заказчики часто не понимают разницы между платформами роботизации и иногда выбирают решение, которое более раскручено, но недостаточно масштабируемо или которое требует больше затрат на разработку сценариев роботизации и их последующую поддержку. На конференции я как раз собираюсь поговорить на эту тему на основании доступного мирового и собственного опыта внедрения RPA.

— Есть ли спрос на более интеллектуальные системы, то, что называется Intellectual (Intelligent, Smart) RPA? В каком направлении и как можно развивать RPA-решения?

С чем в области RPA хорошо, так это с обилием терминов. Кроме перечисленных, есть еще термин CRPA – когнитивная роботизация. Он, по-моему, гораздо больше соответствует смыслу этого варианта автоматизации.

Принципиальная разница между технологиями RPA и CRPA состоит в том, что первая предназначена для автоматизации непроизводительных ручных операций, в то время как вторая призвана избавить человека от принятия решений при обработке информации. Поскольку между первой и второй железобетонной стены не наблюдается, то естественно предполагать их конвергенцию в обозримой перспективе.

Ожидается, что CRPA станет важным направлением развития роботизации; кроме того, имеются высокие ожидания относительно распространения чат-ботов. Спрос на боты будет стимулировать дальнейшее развитие когнитивных технологий, которые в свою очередь будут активно влиять на создание и развитие баз корпоративных знаний, необходимых голосовым роботам для формирования полных и информативных ответов клиентам.

Однако не следует рассматривать CRPA как отдаленное светлое будущее. В наиболее продвинутые продукты уже включены средства распознавания текстов. Например, в своей наиболее свежей версии Kofax RPA может осуществлять распознавание текстов с использованием механизмов машинного обучения.

Рассматривая ситуацию с когнитивной роботизацией исходя из текущих задач, конечно, хотелось бы, например, чтобы робот осуществлял обработку входящих счетов, основываясь на условиях, автоматически извлеченных из текста договора. Надеюсь, уже наше поколение роботизаторов сможет предоставить своим заказчикам такие возможности.

— О чем вы будете рассказывать на конференции и о чем хотели бы услышать сами?

Об основном содержании своего выступления я уже упомянул — буду рассказывать о типичных проблемах, возникающих при внедрении RPA в связи с неготовностью бизнеса заказчика, чрезмерными ожиданиями, типовыми проблемами.

Сам бы я хотел пообщаться с заказчиками, чтобы лучше узнать их потребности в области роботизации и соответственно адаптировать предложения нашей компании в области RPA. Также я хотел бы услышать, какие новые задачи ставятся перед RPA, обсудить методологические и экономические вопросы, связанные с роботизацией, и вообще верифицировать свои взгляды и подходы относительно уже накопленного в этой области опыта.


Теги: показывать на главной Искусственный интеллект RPA TerraLink
На ту же тему: