На протяжении уже достаточно продолжительного времени продажи у крупных производители серверов x86-архитектуры падают в условиях, когда компании отказываются от приобретения оборудования в пользу облачных сервисов.
Ответ поставщиков оборудования звучит следующим образом: если их нельзя победить, значит, нужно им подражать. Производители начинают осваиваивать модель оплаты по мере использования, по сути, ничем не отличающуюся от предложений провайдеров облачных сервисов, оплата которым осуществляется в зависимости от затраченного времени и потребленных аппаратных ресурсов.
У большинства крупных поставщиков есть та или иная разновидность подобных тарифных планов. У HPE имеется Flexible IT Capacity и сочетание предложений OpenStack Private Cloud с Rackspace. Совсем недавно был представлен проект GreenLake, объединяющий программные инструменты анализа больших данных или SAP HANA с вычислительными системами для оконечных узлах сети. Похожая программа у Dell EMC называется CloudFlex, у Cisco – CloudPay. Единственным крупным производителем серверов x86-архитектуры, не предлагающим такой программы, остается Lenovo.
Поставщики любят называть это «гибким потреблением», охватывающим оборудование, программное обеспечение и услуги.
Как работают гибкие планы
Все планы работают примерно одинаково: вы подписываете договор на определенный срок, но вместо того, чтобы сразу оплачивать все полностью, вносите плату помесячно. В ежемесячную оплату включается фактически потребленное машинное время. После начального периода, который продолжается обычно один-два года, можно вернуть оборудование или оставить его у себя, а платежи будут уменьшаться по мере амортизации аппаратных средств.
«Все чаще мы видим желание использовать гибкость публичных облачных сервисов, – отметил вице-президент по продажам и маркетингу Cisco Capital Свен Джиргал. – Клиенты приходят к нам и говорят, что хотят гибкости, хотят платить только за то, что реально потребляют. Тарифные планы весьма популярны в среде сезонного бизнеса. Розничной торговле, к примеру, нужна собственная инфраструктура, которая помогала бы ей справляться с пиками спроса. Но при этом платить предприятиям такого рода хотелось бы только за реально используемые мощности».
Кому имеет смысл переходить на гибкие планы
«Оплата по мере фактического потребления имеет смысл для тех клиентов, которые хотят включить расходы на серверы в состав OPEX (операционные затраты), а не CAPEX (капитальные затраты), – пояснил менеджер по работе с глобальными клиентами компании HighPoint Technology, реселлера Dell EMC, Майк Шауб. – Оплата, учитывающая реальное использование, позволяет клиентам обслуживать систему в рамках операционных затрат, оптимизируя налоги. Кроме того, у клиентов может просто не быть достаточного объема финансовых средств для увеличения дискового пространства, необходимого для хранения резервных копий. Приобретение технологий в рамках операционных затрат поможет получить дополнительную емкость, не задумываясь о бюджетных ограничениях. Для многих клиентов, которые только начинают использовать облачные сервисы, планы такого рода позволяют осуществлять постепенный переход. Клиентам нужна гибкость, благодаря которой начать можно с малого, увеличивая мощности по мере возникновения потребностей в них».
Успех публичных облачных сервисов вынуждает поставщиков задумываться о повышении своей конкурентоспособности. «Для таких поставщиков сейчас самое подходящее время, поскольку все больше и больше компаний переносят свою вычислительную нагрузку в публичное облако, что в свою очередь требует увеличения пространства хранения, – указал аналитик Technology Business Research Companies Стэнли Стивенс. – Перенося свою рабочую среду в публичное облако, они испытывают настоящий шок, поскольку начинают понимать, что большая часть хранения используется неэффективно или не используется вовсе. Основные затраты на облако связаны не с рабочей нагрузкой, а именно с переносом данных. Поставщики облачных сервисов, такие как Amazon Web Services и Microsoft, взимают плату за данные, передаваемые в их ЦОДы, средства хранения, вычислительные ресурсы и данные, пересылаемые обратно. Проделайте все это с базой данных объемом в несколько петабайт, и вся экономия, достигнутая за счет облака, моментально испарится. Рассматривая возможность увеличения рабочей нагрузки, например, за счет анализа, клиенты одновременно переосмысливают свою ИТ-стратегию».
«Рост емкости, столь беспокоящий клиентов облачных сервисов, характерен скорее для решений, развертываемых и эксплуатируемых в рамках подхода DevOps, чем для традиционной рабочей нагрузки, – отметил вице-президент Dell EMC по управлению продуктами и маркетингу Чад Данн. – Однако доля такой нагрузки у клиентов Dell невелика. Общаясь с клиентами, я часто спрашиваю, какая доля нагрузки у них приходится на облако. Обычно они просто пожимают плечами, называя цифры порядка одного процента. Если же я интересуюсь у них, что будет через пять лет, ни у кого нет об этом никакого представления. В настоящее время наибольшую активность в облаке проявляют провайдеры облачных сервисов. Тем не менее, число облачных клиентов растет, и возникает вопрос, как они собираются согласовывать традиционную рабочую нагрузку с облачной? Люди не намерены переносить традиционные приложения в облако. В этом нет смысла. Зато новые разработки изначально помещаются в облако».
Экономика гибких планов
Подсчитать потенциальную экономию довольно сложно, поскольку есть множество переменных факторов. По оценкам Стивенса, при использовании модели гибкой оплаты за те же деньги клиенты могут добиться в четыре раза большего увеличения мощностей на своей территории, чем в облаке. И важную роль здесь играет отказ от предоплаты и капитальных затрат.
Гибкая оплата схожа с арендой, но может обходиться даже дешевле. По словам Шауба, один из его клиентов недавно выбрал решение с гибкой оплатой, учитывающей фактическое потребление, за 8 тыс. долл. в месяц, в то время как аренда обходилась бы ему ежемесячно в 10 тыс. долл.
В долгосрочной перспективе экономический эффект становится еще сильнее, поскольку цены имеют свойство снижаться. Для любого клиента, рассматривающего временной интервал от двух до пяти лет, экономия оказывается довольно приличной. Клиентам же, которые ограничиваются перспективой в один год, не стоит этим заморачиваться.
«Позиция Dell заключается в том, чтобы не связывать клиентов чрезмерно жесткими обязательствами, – подчеркнул Данн. – Мы предлагаем однолетние или двухлетние обязательные соглашения, но после этого вы освобождаетесь от каких-либо обязательств и можете прекратить платежи в любое время. Мы не связываем вас полноценными пятилетними или семилетними контрактами и не требуем большой предоплаты. Система гибкой оплаты хорошо подходит для крупномасштабного развертывания, поскольку исключает крупные платежи на начальном этапе, которые необходимы при прямой покупке. Если же вы хотите начать с малого и постепенно наращивать инфраструктуру, эту модель можно не использовать».
«Многое зависит и от оценки клиентами своих потребностей на ближайшую перспективу, – добавил Джиргал. – Клиентам, четко понимающим, что понадобится им в ближайшие пять лет, больше подходит прямая покупка. Те же, кто не знает, как будут выглядеть их серверы и имеет ли смысл развертывать их на своей территории или в облаке, скорее всего предпочтут более гибкие модели. Гибридное облако побуждает поставщиков и клиентов обсуждать требования к рабочей нагрузке и характер платежей. Мы всегда говорили об общей стоимости владения, окупаемости и устаревании технических средств, но с появлением облака обсуждение технологических и экономических вопросов вышло на несколько иной, более широкий уровень, чем раньше».
Развитие модели гибких планов
Модель гибкой оплаты не является чем-то закостенелым и выступает в качестве предмета постоянной адаптации, особенно на вертикальных рынках. «Предлагая интеллектуальные и автоматизированные платформы, мы одновременно получаем и более сложные средства учета, позволяющие клиентам выбирать, за что именно платить, – пояснил Данн. – Эта идея лежит в основе IaaS и PaaS, а также контейнеров, предлагаемых в виде сервиса, и Kubernetes». По словам Джиргала, Cisco делает то же самое, адаптируя предлагаемые условия для вертикальных отраслей и конкретных сценариев использования.
По словам Стивенса, его компания только что получила результаты опроса о заинтересованности клиентов в переходе на модель ценообразования в соответствии с фактическим потреблением. И люди, выбирающие, где им разместить свою рабочую нагрузку – на своей территории или в облаке, действительно проявляют к этому большой интерес.
«Я не собираюсь утверждать, что модель гибкой оплаты вытеснит публичное облако или совершит революцию в мире центров обработки данных, – указал он. – Это все лишь еще один вариант построения архитектуры, который может пополнить арсеналы, имеющиеся у ИТ-служб. Так что речь идет не о полной замене одного на другое, а о дополнении, которое может снять многие болезненные вопросы».