Размещение акций Slack на Нью-Йоркской фондовой бирже открывает последнюю главу впечатляющего роста компании с момента ее появления пять лет назад.
Сегодня более 10 млн человек ежедневно используют средства Slack, интегрированные в документооборот в целом ряде отраслей. Приложение, способствовавшее активизации рынка совместной работы, сегодня приносит 3,5 млрд долл. и уже привлекло внимание целого ряда именитых конкурентов, включая Microsoft, Google и Facebook.
Ранее в Slack отклонили попытки приобретения крупными технологическими фирмами (сообщалось, в частности, о предложениях со стороны Microsoft и Amazon), демонстрируя, что могут добиться успеха и без посторонней помощи. Сегодня компания намерена извлечь выгоду из растущего интереса к средствам командного взаимодействия и каналам связи, открывая для себя новые возможности. В недавней заявке S1 ее общая рыночная стоимость оценивалась в 28 млрд долл.
Применяемые тактики помогают ей все глубже проникать на корпоративный рынок, отбиваться от конкурентов и развивать собственное программное обеспечение для удовлетворения меняющихся потребностей цифровой рабочей силы.
Покорение крупных предприятий
Во многих случаях Slack входит в организацию небольшими порциями, охватывая отдельные команды и точечно проникая в различные подразделения. В последние годы компания стремится распространять свои средства в масштабе всего предприятия полностью, что привело к появлению предложения Enterprise Grid. Одновременно были добавлены функции обеспечения безопасности и управления, призванные привлечь внимание ИТ-директоров и администраторов, а также сертификация на соответствие нормативным требованиям для секторов с жестким регулированием.
В борьбе за прибыльные корпоративные сделки Slack приходится конкурировать с гигантами ИТ-отрасли Cisco и Microsoft, которые также проявляют интерес к системам группового обмена сообщениями.
Чтобы преуспеть в сегменте крупных организаций, Slack нужно убедить ИТ-директоров инвестировать в автономную систему управления взаимодействием, отказавшись от приложений, входящих в предлагаемые конкурентами пакеты. Для этого программное обеспечение должно выступать в роли центрального хаба, объединяющего все бизнес-подразделения.
«В краткосрочной перспективе успех Slack будет зависеть от того, удастся ли убедить корпоративных покупателей, что речь в данном случае идет не просто о приложении чата, не просто об отдельном инструменте, а о настоящей платформе корпоративного взаимодействия, – пояснил вице-президент и главный аналитик Forrester Майкл Фейсмайр. – Если Slack удастся добиться этого, охватить базу технически подготовленных пользователей и все части бизнеса будет гораздо легче, поскольку приложение начнет выполнять работу для всех».
Другая проблема связана с переходом с бесплатных на платные уровни или Enterprise Grid. У многих компаний есть масса экземпляров Slack, используемых бесплатно. Первым препятствием, с которым столкнется эта группа, станет потребность в корпоративном управлении (единый вход, правила хранения сообщений и т.д.).
Сумеет ли Slack доказать целесообразность внесения платы и обеспечить интеграцию с существующими системами? От ответа на этот вопрос зависит успех и оперативность выхода компании на корпоративный рынок.
Дальнейшая экспансия
Slack удалось довольно быстро завоевать симпатии команд инженеров и разработчиков за счет глубины функционала и предлагаемых независимыми поставщиками средств интеграции. Имеющийся пользовательский интерфейс клиенты такого рода считают интуитивно понятным. Но добиться успеха в среде сотрудников, менее восприимчивых к новым технологиям, будет значительно труднее.
«Поскольку компания пытается выйти за рамки своей основной первоначальной пользовательской базы, охватывающей DevOps, ИТ-службу и высококвалифицированных аналитиков, ей придется адаптировать свой интерфейс к работникам, которые не имеют хорошей технической подготовки, но выигрывают от автоматизации документооборота и интеграции с продуктами других разработчиков», – заметил старший аналитик 451 Research Рауль Кастаньон-Мартинес.
«Тут мог бы помочь упрощенный пользовательский интерфейс, – добавила главный аналитик CCS Insight Анджела Ашенден. – Хотя в основном все здесь базируется на чате и сообщениях, которые не должны вызывать у людей трудностей, обилие хэштегов и команд со слэшем придает платформе сугубо технический вид, который может вызывать отторжение у неподготовленных в техническом отношении пользователей. Серьезное внимание необходимо уделять и использованию платформы на мобильных устройствах, поскольку сегодня это рассматривается скорее как дополнение, а не основное ее применение».
Мобильное приложение имеет особенно важное значение для тех клиентов, кто не пользуется настольными компьютерами или намерен применять его в качестве основного. В настоящее время платформа ориентирована прежде всего на настольные компьютеры и браузеры, и характер ее использования четко отражает это.
Slack пользуется успехом среди высококвалифицированных сотрудников, однако росту его популярности способствуют и другие роли – сотрудники медицинских учреждений, сферы розничной торговли и представители гостиничного бизнеса, зачастую считающиеся недостаточно охваченными цифровыми технологиями.
«В Slack проделали потрясающую работу, но можно ожидать, что рост пользователей и в дальнейшем будет ставиться во главу угла, – указал Кастаньон-Мартинес. – Для этого нужно заботиться о передовых работниках вертикальных отраслей – розничной торговли, производственной, здравоохранения. Именно этим сегодня и занимаются конкуренты, в том числе Microsoft Teams и Facebook Workplace. Для привлечения таких сотрудников Slack следует обратить внимание на независимых разработчиков, поставляющих альтернативный интерфейс на основе искусственного интеллекта, который поддерживает, в частности, обработку голосовых команд. Интересной идеей представляется интеграция приложений с поддержкой речевых средств среди работников, которым нужно держать руки свободными, а голову поднятой (например, в производственной сфере или области здравоохранения). Здесь голосовой пользовательский интерфейс оказывается предпочтительнее текстового».
Неудивительно, что приложение Slack получило широкое распространение на территории США, но половина активных его пользователей располагается за пределами этой страны. На втором месте по уровню охвата находится Япония, которая является одним из самых быстрорастущих направлений. При этом все данные Slack в настоящее время размещаются в облаке Amazon Web Services в США, что может оказать влияние на выбор клиентов из стран, предъявляющих жесткие требования к суверенитету данных.
Для поддержания роста компании необходимо открывать ЦОДы и в других регионах.
«Важное значение приобретают инвестиции в размещение данных за пределами США, оказывающее существенное влияние на распространение Slack в Европе, – отметила Ашенден. – Кроме того, это может стать решающим фактором для выбора сотрудников глобальных компаний, которым приходится учитывать разные нормативные требования в различных регионах».