Автор статьи — Марис Сперга, директор по развитию бизнеса ЦОД компании Tet |
Новейшие мировые исследования рынка аутсорсинга в сфере ИТ свидетельствуют, что к 2024 году объем этого рынка в стоимостном выражении достигнет 98 миллиардов. Если ранее ИТ-аутсорсингом обычно пользовались крупные компании, то к 2020 году произошли существенные изменения и в мышлении малых предпринимателей. Сегодня 52% предприятий сознают, что для повышения эффективности следует передать управление своей ИТ-инфраструктурой в руки поставщиков ИТ-услуг. Эти цифры и тенденции показывают, что роль ИТ в предпринимательстве продолжает возрастать, и именно технологии и эффективное управление ими станет тем средством, которое поможет предприятию сохранить конкурентоспособность в условиях перемен.
Определяя направление развития ИТ на предприятии, следует учитывать бизнес-модель предприятия, состояние техники, требования к доступности и гибкости ИТ-среды, государственные нормативы и требования безопасности.
Бизнес-модель предприятия – понятие, основанное на принципе CAPEX/OPEX: ресурсы могут быть куплены (являются основными средствами), арендованы или получены в виде услуги. В качестве примера можно упомянуть оперативный автомобильный лизинг. В долгосрочной перспективе он обходится немного дороже (~20%), чем финансовый лизинг, но обязательства клиента распространяются только на срок действия договора. Клиенту не надо быть собственником авто, также не надо вносить сразу все средства на его приобретение. Те же условия применимы и к ИТ. К примеру, облачные услуги можно получать в тот момент и том объеме, в котором они необходимы в конкретный момент. Выбор в пользу покупки (CAPEX) или в пользу аутсорсинга (OPEX) обычно определяют несколько факторов: перспективы предприятия (что будет через месяц, год, три года), доступность ресурсов для управления ИТ и доступность свободных средств.
Состояние техники подразумевает, что если ИТ-оборудование предприятия устарело (пять-семь лет), то необходимо приобретать новое, что требует затрат в несколько тысяч евро. Оценка состояния техники – подходящий момент для того, чтобы решить, приобретать ли новое оборудование, вложив деньги, или выбрать другую модель, например, аренду оборудования.
Требования к доступности и гибкости ИТ-среды
Наиболее распространенные требования к доступности таковы: 10x5 (в рабочие дни в рабочее время), 12x7 (в течение всей недели в рабочее время), 24x7 (всю неделю круглосуточно). В этих режимах должно быть готово работать не только предприятие, но также ИТ-оборудование. Необходимо предусмотреть, как действовать, если оборудование выйдет из строя, насколько быстро его можно будет отремонтировать (устранить проблему), какие риски и потери это создаст для предприятия. Обеспечение доступности необходимо обдумать заблаговременно, чтобы не возникло ситуации, при которой увеличить доступность становится очень сложно и дорого, например, размещенная в офисе техника имеет только одно независимое подключение к интернету, или офис не обеспечен резервным электропитанием. Предприятия должны учитывать – чем выше требования к доступности, тем дороже ИТ-услуги. Чем выше общий уровень развития предприятия, тем больше возникает требований к ИТ, например, связанных с новыми проектами, разработками, новой ИТ-системой и т.д. Гибкость ИТ-среды определяется готовностью и быстротой предоставления необходимых ресурсов.
Нормативные требования обычно касаются безопасности данных (соответствующая сертификация, географическое размещение данных или политика резервного копирования). Нередко без участия поставщиков ИТ-услуг аутсорсинга выполнение этих требований становится либо невозможным, либо очень дорогостоящим.
Безопасность – раздел сферы ИТ, которому уделяется наименьшее внимание, правда, благодаря повышению требований принятого в Европе Общего регламента по защите данных (GDPR) можно наблюдать позитивные изменения. К сожалению, значительная часть предпринимателей успокаивает себя мыслью «со мной этого не произойдет». В реальности же вопрос состоит в том, «когда произойдет». Необходимо оценить, сколько будет стоить потеря и последующее восстановление всей информации, а в худшем случае – ее утечка из предприятия. Учитывая все эти риски, следует позаботиться и о безопасности данных.
Tet (ранее Lattelecom) – крупнейший IT-интегратор в странах Балтии, который развивает инновации и предлагает решения IT&T высокого качества предприятиям в Латвии и на экспортных рынках. В портфеле услуг Tet различные IT-решения, включая облачные технологии, услуги центров обработки данных (ЦОД), кибербезопасности, искусственного интеллекта др. Tet оперирует пятью ЦОД, инфраструктура и персонал которых сертифицированы в соответствии с международными стандартами TIER, PCI DSS Level1 и ISO27001, что гарантирует высочайший уровень безопасности, как физической, так и IT. ЦОД «Dattum», единственный в Балтии дата-центр, имеющий сертификат TIERIII, является самым безопасным в Северной Европе. Больше информации о Tet: tet.lv, tetcloud.com.