Всего через неделю после того, как в Google Cloud приобрели разработчика аналитического ПО, компанию Looker за 2,6 млрд долл., компания Salesforce, оператор крупнейшей системы CRM, предлагаемой по схеме SaaS, объявила о готовности купить все акции Tableau за 15,7 млрд долл. Это самое крупное приобретение Salesforce за всю ее историю, причем сумма сделки существенно больше, чем стоимость ее предыдущего рекордного поглощения.
Ни Locker, ни Tableau не испытывают недостатка в средствах, которые можно вкладывать в развитие их платформ. Но ряды участников рынка средств самостоятельной аналитики стремительно редеют, а остающимся фактически приходится напрямую конкурировать с Microsoft, гигантом рынка ПО для предприятий, и можно предположить, что, когда зашла речь о продаже Locker и Tableau, процесс выбора покупателя был сродни аукциону.
«Благодаря присоединению Looker к Google Cloud мы сможем предложить клиентам более полное аналитическое решение, реализующее широкий спектр возможностей, от загрузки данных до наглядного представления результатов и интеграции аналитических сведений в повседневные рабочие процессы, — убежден Томас Куриан, глава Google Cloud. — Кроме того, мы сможем предлагать специализированные решения для ключевых отраслей во всем мире, в том числе средства анализа цепочки поставок для розничной торговли, а также системы аналитики для индустрии развлечений и отрасли здравоохранения».
Томас Куриан: «Благодаря присоединению Looker к Google Cloud мы сможем предложить клиентам более полное аналитическое решение» |
«Покупка Looker компанией Google восполняет пробел в аналитическом стеке последней. При этом решения Looker смогут прекрасно взаимодействовать с системами Google и близки к ним на архитектурном уровне, — отметила Рита Саллам, вице-президент Gartner. — Но ИТ-директорам предстоит быть внимательными к планам развития объединенной компании, удостоверяясь, что Google выполняет обещания по продолжению оптимизации Looker для различных облаков».
Генеральный директор Salesforce Марк Бенеф, в свою очередь, объявил о намерении создать универсальную платформу для всех задач работы с данными и аналитики, добавив, что покупка Tableau — это «объединение системы CRM и аналитической платформы номер один в мире».
«Tableau помогает видеть и понимать данные, а Salesforce — привлекать и понимать клиентов, — продолжил он. — Речь идет о по-настоящему лучшем из двух миров, объединении двух ключевых платформ, необходимых на каждом предприятии для более полного понимания своего бизнеса».
Марк Бенеф: «Tableau помогает видеть и понимать данные, а Salesforce — привлекать и понимать клиентов» |
Выглядит логичным, что два крупных игрока облачного рынка стремятся предложить своим клиентам максимально универсальное аналитическое решение и выбрали слияние в качестве самого эффективного пути достижения цели.
«В долгосрочной перспективе для Salesforce открываются большие возможности с точки зрения создания средств визуализации данных для различных облаков, что согласуется со стратегией компании, направленной на обеспечение всестороннего обзора клиентов, — полагает Лиз Херберт, вице-президент и главный аналитик Forrester. — А что касается краткосрочной перспективы, нынешнее положение дел скорее всего сохранится, учитывая что клиенты Tableau сейчас лишь частично освоили облако, а слияние для них означает появление еще одной платформы».
«Следствием стратегического приобретения Tableau компанией Salesforce станет возможность для участников практически всех отраслей получать аналитические сведения, помогающие повышать эффективность маркетинга и продажи, параллельно улучшая обслуживание, что обеспечит дополнительную ценность инвестиций клиентов в Salesforce», — уверен Сридхар Бхагаватисваран, директор цифрового бизнеса Mindtree, специалиста по аутсорсингу ИТ.
Как отмечает Саллам, в результате приобретений Google и Salesforce получают аналитические решения, работающие в локальной среде: «Это отражение того факта, что на самом деле крупным предприятиям нужны гибридные системы для работы с данными и аналитики, имеющие как локальные, так и облачные компоненты».
Меньшие игроки, между тем, тоже объединяются. Через считанные дни после объявления Salesforce компания Logi Analytics, специализирующаяся на средствах встроенной аналитики, сообщила о покупке Zoomdata, еще одного игрока рынка систем самостоятельного бизнес-анализа.
Ги Леви-Юриста, директор по стратегии Sisense, компании-разработчика ПО бизнес-анализа, выражает уверенность в том, что конвергенция в таких отраслях, как аналитика данных, неизбежна: «Если вы лидер молодой отрасли, то либо вы сами покупаете, либо купят вас. Компании поглощаются, поскольку такая конвергенция ускоряет рост, способствует росту возможностей и позволяет выполнять долгосрочные планы по выпуску продуктов с опережением графика на годы».
Сама Sisense недавно объединилась с Periscope Data, специалистом в области визуализации данных.
«Нынешний год становится водоразделом для аналитической отрасли — практически все ведущие провайдеры облачных сервисов стараются обзавестись локальными решениями для аналитики больших данных, — говорит генеральный директор Sisense Амир Орад. — Поглощение Tableau компанией Salesforce и наше объединениие с Periscope Data — это очередное подтверждение доступности колоссальных рыночных возможностей компаниям, которые занимаются обработкой данных и аналитикой»
Саллам также напомнила, что такая консолидация — это в некотором роде повторение истории. Похожее происходило в 2007-2008 годах, когда Oracle, SAP и IBM купили компании Hyperion, BusinessObjects и Cognos соответственно.
«Та предыдущая волна слияний запустила новый виток инновации, который привел к нынешнему расцвету таких компаний, как Tableau и Qlik, и существенному расширению рынка в целом благодаря высокому спросу на современные платформы аналитики и BI», — добавила она.
Чем обусловлены происходящие процессы? Очевидно, сочетанием широких перспектив и перенасыщения рынка. Средства самостоятельной бизнес-аналитики стремительно развиваются уже около десяти лет, помогая предприятиям интерпретировать свои данные и извлекать из них полезные сведения. А учитывая, что в современном мире тенденция развивать бизнес с опорой на данные укоренилась достаточно сильно, инструменты, которые решают именно эту задачу, будут как никогда востребованными, а венчурные капиталисты продолжат с готовностью раскошеливаться на «захват земель».
«Business Intelligence — очень зрелый рынок, на котором большинство функций и возможностей уже стали фактическим стандартом, — полагает Борис Эвельсон, вице-президент, главный аналитик Forrester. — Учитывая эту ситуацию и ценовой прессинг (Microsoft, например, заключая крупные сделки с предприятиями, назначает цену всего в 4 долл. в расчете на пользователя в месяц), независимым вендорам BI становится все сложнее сохранять рентабельность».
Соответственно, на фоне затихания активности рынка начинается его конвергенция, и дальнейшие слияния и приобретения, по-видимому, неизбежны. Единственное, что может удивлять — то, насколько быстро все это произошло.