«М.Видео» – лидер среди российских розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Компания основана в 1993 году, сегодня в ней работают более 17 тысяч сотрудников. Товарный ассортимент магазинов «М.Видео» превышает 20 тыс. наименований различной техники: аудио/видео и цифрового направлений, мелкой и крупной бытовой электроники, товаров для развлечения, а также аксессуаров. Компания также предлагает своим клиентам высококлассную сервисную поддержку под брендом «М.Сервис».
РОСТ БИЗНЕСА КАК ДРАЙВЕР УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЙ
"Реализация данного проекта позволила успешно решить ряд технологических проблем, получить новые возможности для бизнеса и реализовать очередной этап в построении BI-стратегии компании" Михаил Будилов Руководитель отдела поддержки и развития систем отчетности, «М.Видео» |
Оборот компании по итогам 2012 года составил 150 млрд. рублей, что на 20% выше, чем год назад. Важным итогом 2012 года также стало открытие 45 гипермаркетов и 16 интернет-магазинов, в результате региональный трафик вырос более чем на 45% за полугодие, а оборот на 56%. В 2013 году компания планирует открыть около 35 новых магазинов в большинстве российских регионов.
Однако для дальнейшего успешного роста бизнеса компании «М.Видео» необходимо было усовершенствовать ряд процессов, связанных с обработкой аналитической информации. Открытие новых магазинов (включая интернет-магазины), расширение числа поставщиков и товарной матрицы, связанные с быстрым ростом бизнеса «М.Видео», закономерно привели к значительному увеличению объема хранимых и обрабатываемых данных. Соответственно выросла нагрузка на использовавшуюся систему аналитики, что создавало дополнительные риски сбоев и могло негативно отразиться на сроках предоставления годовой финансовой отчетности.
Компания столкнулась с рядом проблем:
- Значительные и постоянно возрастающие затраты времени на построение отчетов для целей бизнес-аналитики (сутки и более);
- Низкая оперативность принимаемых управленческих решений из-за недостаточной актуальности и детализации данных;
- Недостаточная точность прогнозирования и планирования, связанная с нехваткой и недостаточной актуальностью используемых данных по продажам, поставкам, складским остаткам;
- Несовершенство расчета модели прогнозирования товародвижения: расчет осуществлялся вручную средствами MS Office, что было сопряжено со значительными трудозатратами, не обеспечивая при этом достаточной оперативности и качества проверки результатов.
Серьезные ограничения для роста бизнеса создавала сложившаяся ИТ-инфраструктура использовавшегося решения SAP BW на базе Oracle, в которой наметились несколько проблем.
Вследствие своей универсальности она имела ограничение по производительности и не позволяла использовать все возможности системы Oracle по работе с базами данных.
Дисковая подсистема работала по механизму записи данных Row Storage, осуществляющему запись построчно: в случае записи сколь угодно малого объема данных строка оказывается формально заполненной, что неэффективно расходует свободное пространство. Аналогично, при запросе чтения информации из базы данных в ответ возвращается целая строка, что вызывает дополнительную задержку в обработке данных вследствие большей нагрузки на аппаратные компоненты.
Для дальнейшей продуктивной работы необходимо было бы увеличить скорость построения отчетов в десятки раз, создать необходимый запас масштабируемости и обеспечить стабильную работу системы. Расчет экспертов «М.видео» показал, что решить эту задачу с помощью имевшихся у компании программно-аппаратных ресурсов невозможно. Стратегия наращивания вычислительных ресурсов и ресурсов системы хранения данных к данному моменту исчерпала себя. Дальнейшее
следование этой стратегии привело бы лишь к временному незначительному улучшению ситуации: отсрочить достижение предела масштабируемости ИТ-платформы удалось бы не более, чем на 1 год.
ПЕРЕХОД НА НОВУЮ ПЛАТФОРМУ
Руководство торговой сети «М.Видео» приняло решение о переходе на новую платформу. Для внедрения выбиралось комплексное полностью готовое решение от известного поставщика, имеющее отраслевой опыт внедрений. Также система должна была иметь возможность легкого масштабирования, без изменения существующей инфраструктуры и простоя бизнес-процессов. В дальнейшем на базе такой системы планируется создать катастрофоустойчивое решение на удаленной площадке с быстрым переключением на резервную площадку в случае аварии.
Система должна была строиться по принципу высокопроизводительного и высокодоступного кластера, в котором объем обрабатываемых данных и производительность имели бы линейный прирост при добавлении новых узлов. Для обеспечения бесперебойной работы в системе должно было предусматриваться автоматическое переключение задач на резервный блок в случае отказа основного блока, на котором они обрабатывались. Таким образом, простои и сбои системы не должны были отражаться на внутренних процессах компании и сервисах, предоставляемых клиентам. Для разработки и тестирования новых приложений, сервисов, обновлений версий ПО и прочих улучшений требовался отдельный блок, независимый от основной (рабочей) части ИТ-инфраструктуры.
ВЫБОР РЕШЕНИЯ
"При построении BI-решений такие показатели, как 100-процентная сохранность и доступность данных при любых нагрузках, являются критически важными. В «М.Видео» технологии Hitachi уже давно проверены в деле, поэтому выбор аппаратной платформы Hitachi для этого проекта не был случайным. В основе платформы – надежные и высокопроизводительные компоненты корпоративного уровня, не раз доказавшие высочайший уровень отказоустойчивости и высокую скорость работы. Более того, она спроектирована таким образом, что позволяет легко масштабировать решение под любые задачи быстро растущего бизнеса, обеспечивая линейный прирост производительности и объемов без необходимости прерывать работу платформы даже на короткое время. Это оптимальная основа для будущих преобразований" Михаил Будилов Руководитель отдела поддержки и развития систем отчетности, руководитель проекта по внедрению SAP HANA на базе решения HDS, «М.Видео» |
При выборе решения рассматривались все сертифицированные компанией SAP поставщики, в том числе — компания Hitachi Data Systems (HDS). Сравнительный анализ предложений, поступивших от различных поставщиков, показал, что платформа компании HDS обладает самой высокой отказоустойчивостью, производительностью и возможностями по масштабированию.
Основным критерием при выборе платформы стало использование в основе решения дискового массива VSP корпоративного уровня (High-End) и высокопроизводительного файлового кластера HNAS. Все компоненты решения имели интерфейсы 10 Gb и коммутировались в физически разделенные сети передачи данных (отдельные для пользовательских и служебных данных) для минимизации воздействия пользователей на работу кластера. При этом в качестве коммутаторов для служебной и пользовательской сети применялись конвергентные коммутаторы Brocade, использующие технологию Lossless Ethernet и обеспечивающие минимальные задержки в своем классе оборудования.
Новая платформа аналитики является бизнес-критичным сервисом для «М.Видео», поэтому к ее отказоустойчивости предъявлялись высокие требования. Никто из конкурентов не мог предложить решение подобного уровня надежности и производительности, поэтому итоговой выбор был сделан в пользу HDS.
Кроме того, компания HDS подтвердила свою готовность реализовать проект в поставленные заказчиком сжатые сроки. Необходимость быстрой реализации проекта была связана с тем, что аналитику по результатам завершавшегося года планировалось обрабатывать уже в новой системе: прежнее решение не обеспечивало необходимой оперативности и стабильности в обработке данных.
ТИПОВОЕ КОМПЛЕКСНОЕ РЕШЕНИЕ, АДАПТИРОВАННОЕ ПОД ПОТРЕБНОСТИ БИЗНЕСА
Для создания аналитической системы для «М.Видео» на базе SAP BW on SAP HANA было выбрано типовое комплексное решение от HDS USP Select for SAP HANA. Оно состоит из двух частей:
1. Кластерное решение SAP HANA Scale-Out 2+0 (два активных узла без резервных), предназначенное непосредственно для работы с бизнес-аналитикой. В настоящее время данная система расширена до конфигурации 3+1 для дальнейшего повышения производительности и надежности. В случае сбоя основных узлов выполнение задач будет автоматически перенесено на резервный узел.
2. Решение SAP HANA Scale-up M, более экономичное по сравнению со Scale-Out 2+0, предназначено для систем разработки и тестирования новых приложений, сервисов и т.п. Это решение не является кластерным, поскольку простой в работе систем тестирования и разработки некритичен.
Таким образом, комбинация двух решений на базе SAP HANA позволяет «М.Видео» существенно снизить совокупную стоимость владения (TCO). Оба решения характеризуются высочайшей скоростью работы, что является одним из основных преимуществ платформы SAP HANA: полной загрузки используемых баз данных в оперативную память. Кроме того, продукт допускает широкое масштабирование оперативной памяти.
Модульная система позволила гибко сформировать конечное решение под потребности заказчика. В качестве дискового массива выбрано решение корпоративного уровня HDS Virtual Storage Platform (VSP) с широкими возможностями масштабирования как по емкости, так и по производительности, а также гораздо меньшим энергопотреблением, чем у СХД подобного уровня. В качестве серверов используются Hitachi Compute Blade 2000 (CB2000) — блейд-серверы стандартной архитектуры х86, обладающие рядом уникальных особенностей: линейным масштабированием вычислительных ресурсов, реализованным по технологии SMP, широкими возможностями по организации ввода/вывода (возможность устанавливать в блейд-серверы стандартные PCI-адаптеры), а также наличием аппаратной виртуализации.
Для быстрой работы кластера SAP HANA требовался высокоскоростной доступ к файлам, с которыми параллельно работали узлы вычислительного кластера. Для обеспечения такого доступа в решении используются файловые модули Hitachi NAS (HNAS), объединённые в высокодоступный кластер. Отличительной особенностью этих модулей является их архитектура, спроектированная по принципу параллельных вычислений.
Модуль HNAS состоит из множества специализированных процессоров, каждый из которых выполняет строго определенную функцию. Таким образом происходит одновременная работа над разными задачами. В результате достигается максимальная производительность при минимальных задержках — что более эффективно, чем работа классической архитектуры с центральным процессором. Для удобства управления комплексом все управляющее программное обеспечение вынесено на отдельный сервер Hitachi Compute Rack 210 (CR210).
"Компания «М.Видео» работает на высококонкурентном рынке, где основой успешной работы является своевременность и точность решений, клиентоориентированность и скорость реакции на изменения. Благодаря внедрению SAP HANA на базе решения HDS мы получили возможность управления бизнесом в реальном времени, опираясь на всю полноту данных во всем необходимом разнообразии аналитических разрезов и параметров"
Глеб Шевцов
Операционный финансовый директор, «М.Видео»
Коммутация всех компонентов решения осуществляется через высокоскоростные конвергентные коммутаторы Brocade VDX 6720, поставляемые компанией Brocade -партнером Hitachi Data Systems. Эти коммутаторы имеют минимальную сетевую задержку, их порты работают в режиме Wire-Speed (с максимально возможной физически скоростью передачи) и без переподписки: скорость для подключенных клиентов (на уровне доступа) в реальности оказывается существенно ниже скорости работы самих портов.
Для достижения наилучших показателей масштабирования, позволяющих в дальнейшем развивать сетевую инфраструктуру без остановки сервиса, создана так называемся «Ethernet-фабрика» — объединение уровней доступа и агрегации в единый виртуальный коммутатор (Virtual Cluster Switch), по аналогии с фабрикой FC-комммутаторов в SAN-сетях. Использование Ethernet-фабрики на уровне сетевой инфраструктуры позволяет заказчику повысить коэффициент использования внутренних каналов, обеспечить наивысший показатель отказоустойчивости и надежности сети. Передача трафика внутри Ethernet-фабрики осуществляется в режиме балансировки по всем существующим эквивалентным каналам, которые работают в режиме Active-Active. Данный режим подразумевает динамическое распределение нагрузки между каналами, что обеспечивает высокую производительность при существенных нагрузках на сеть. Одним из основных достоинств Ethernet-фабрики является централизованное управление, что позволяет управлять большим количеством физически разнесенных коммутаторов как единым логическим шасси.
РЕКОРДНЫЕ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Особенностью данного проекта были сжатые сроки, потребовавшие от всей проектной команды слаженной и четкой работы. Старт проекта состоялся в сентябре 2012 года, система была переведена в продуктивную эксплуатацию в январе 2013 года. Весь проект занял 5 месяцев.
Специалисты «М.Видео» работали совместно с консультантами компании SAP, помогавшими решать различные вопросы по программной части решения, с группой сотрудников компании «КРОК», осуществлявшей заказ и доставку оборудования, и компании «Инфосистемы Джет», выполнявшей исходное развертывание SAP BW, интеграцию с решением SAP HANA от HDS и обслуживание созданной системы. Со стороны Hitachi Data Systems в проекте участвовали около 20 специалистов из международных лабораторий. Миграция отчетности из прежней BW-системы в новое решение BW-on-HANA была осуществлена силами внутренней команды «М.Видео».
Совместная работа IT-специалистов заказчика, вендоров и системных интеграторов позволила полностью сформировать и протестировать новую ИТ-инфраструктуру в течение всего лишь одного месяца с момента поставки оборудования.
ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Благодаря слаженной работе партнеров и вендоров, «М.Видео» в сжатые сроки получила хранилище данных и новейшие инструменты формирования корпоративной отчетности на базе инновационных технологий SAP и Hitachi Data Systems. Сейчас в системе работает около 100 пользователей из различных подразделений компаний.
Эффект от реализации проекта превзошел ожидания заказчика. До внедрения системы на создание отчетов требовались в среднем 1 сутки, теперь же эта работа выполняется в течение нескольких минут.
Новая система позволила расширить функции аналитики: появилась возможность отслеживать конкретный товар по всем объектам компании за год, формировать аналитику со сложными сочетаниями условий.
Значительно сокращено время подготовки информации для выполнения аудиторских запросов: это занимает считанные минуты, тогда как ранее такая операция занимала примерно половину рабочего дня.
Благодаря созданию системы прогнозирования выхода товаров со складов оптимизирована работа логистического департамента. Повысилась точность расчета количества товаров (в том числе, в кубометрах). Это позволило исключить издержки, связанные с недостаточностью или простоями нанимаемого грузового транспорта, а также риски потери товара в случае, если склады не могут его принять из-за неточности первоначального логистического расчета.
Время загрузки данных в отчеты по товародвижению сокращено в 6 раз -с 3 часов до 30 минут. В 5 раз ускорена загрузка данных, на основе которых рассчитывается модель прогнозирования потребности выхода со складов, а скорость обсчета по модели возросла на 35%. В итоге, полный расчет модели в настоящее время, после внедрения решения, выполняется в 3 раза быстрее: примерно за 3 часа вместо 10, как было раньше.
«Внедрение модели расчета потребности выхода товара с центральных распределительных центров горизонтом на 2 недели позволяет оценить корректность проведенных настроек в системах планирования, понимать на операционном уровне плановый объем отгружаемого товара (в различных разрезах) и иметь возможность оперативно реагировать на ситуацию. Это важные аспекты успешности нашего бизнеса», — прокомментировала внедрение Ирина Дементьева, директор по развитию дистрибуцион-ной сети, «М.Видео».
Более чем в 100 раз быстрее стал работать отчет по товарному балансу, расширены возможности его детализации (например, о товаре по всем объектам компании за год).
Новые возможности аналитики позволили повысить эффективность труда сотрудников компании, отвечающих за продажи и логистику: ранее сбор необходимой аналитики по каждому объекту торговой сети занимал более двух дней и требовал значительных трудозатрат.
«Компания «М.Видео» работает на высококонкурентном рынке, где основой успешной работы является своевременность и точность решений, клиентоориентированность и скорость реакции на изменения. Благодаря внедрению SAP HANA на базе решения HDS мы получили возможность управления бизнесом в реальном времени, опираясь на всю полноту данных во всем необходимом разнообразии аналитических разрезов и параметров», — отметил Глеб Шевцов, Операционный финансовый директор, «М.Видео».
ПЕРСПЕКТИВЫ
В перспективе компания «М.Видео» планирует дополнить решением SAP HANA и резервный центр обработки данных, который в случае аппаратного сбоя либо масштабной чрезвычайной ситуации (катастрофы) на основной площадке брал бы на себя роль основного, позволяя снизить время простоя бизнеса до минимума.
Согласно ИТ-стратегии компании будет продолжен перенос бизнес-критичных аналитических сервисов на платформу SAP HANA Scale-Out с дальнейшим расширением решения. Уже намечена к запуску в августе 2013 г. функциональность модели прогнозирования потребности выхода товаров со складов — в частности, так называемых «настроек высокого сезона», позволяющих более точно оценивать потребность в товарах в магазинах и на складах в преддверии высокого сезона.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ