В рамках выставки «Связь 2017» прошел деловой форум «Фундамент цифровой трансформации: государство, общество, бизнес», организованный издательством «Открытые системы». На нем обсуждались актуальные вопросы технологической независимости в сфере ИТ.
В ходе дискуссии представители отечественных компаний высказали свой взгляд на проблематику импортозамещения — взгляд изнутри сектора ИКТ-рынка, в котором некоторые российские игроки приобрели существенный вес. Как следовало из прозвучавших выступлений в ряде областей им удалось добиться внушительных успехов.
Успехи налицо
Так, компания T8 активно расширяет область своих интересов и сейчас, наряду с выпуском традиционного для нее оборудования спектрального уплотнения (DWDM и CWDM) для оптических сетей связи, занялась разработкой волоконно-оптических сенсоров для охранных систем протяженных объектов и периметров. По словам заместителя генерального директора Т8 Константина Марченко, эти сенсоры уже нашли свое применение на объектах РЖД, предприятиях ТЭК и в других отраслях. Т8 работает также над тем, чтобы объединить инженерные компетенции крепко стоящих на ногах российских производителей электроники, таких как «Связь инжиниринг», Ижевский радиозавод и др.
«Концентрация общих усилий позволит нам не просто выживать на рынке, а диктовать на нем некоторые условия, в том числе условия технологического развития. Мы уже ставим задачи по созданию элементной базы и привлекли к этой работе несколько партнеров, разрабатывающих по нашим техническим заданиям отечественные микросхемы. И если не возникнет неожиданностей в законодательном поле, то через пять лет оборудование Т8 будет строиться на российской элементной базе», — заявил Марченко.
Расширяет поле деятельности и компания Qtech, известная на рынке как поставщик Ethernet-коммутаторов и конечных устройств для операторов связи (более 8 млн абонентов в России подключены к Интернету с помощью ее оборудования). Как сообщил менеджер по продуктам Тимур Мансуров, сейчас Qtech переформатирует операторские продуктовые линейки под задачи корпоративных заказчиков. При этом компания выступает не только как разработчик ПО для коммутаторов — вся схемотехника для них и соответствующая конструкторская документация также являются собственностью Qtech, благодаря чему она не привязана к каким-то конкретным контрактным производствам и может заказы на изготовление схемотехники размещать где угодно, например, в России или Китае.
«Мы не только стараемся заместить зарубежных конкурентов, мы также локализуем выпуск некоторых элементов — в частности, печатные платы для коммутаторов изготавливаем на российских заводах», — отметил Мансуров.
Продукция «Метротек» тоже широко представлена на российском рынке электроники, приборостроения и систем связи. Компания специализируется на производстве конкурентоспособных приборов коммутации и управления трафиком, систем управления и мониторинга в области связи и в промышленности.
Однако, как отметил директор по развитию «Метротек» Игорь Бакланов, хотя предпосылки для перехода российских предприятий на отечественные технологии имеются, нерешенных вопросов в области импортозамещения еще слишком много.
Барьеры внешние и внутренние
Одна из проблем, которая видится участникам процесса импортозамещения, заключается в отсутствии эффективной поддержки независимых разработчиков со стороны государства. В частности, до сих пор не выработано четких правовых норм, нет точных определений в понятийном аппарате.
Как подчеркнул Марченко, сама суть термина «импортозамещение» утрачена в отраслевых дискуссиях. Эксперты из разных ведомств и крупных системообразующих предприятий трактуют его по-своему. По его словам, пока лишь в телекоме присутствует определенный порядок – для отрасли в 2011 году был выпущен правительственный документ, четко определяющий статус российского сетевого оборудования. В других сегментах рынка такого регламентирующего документа нет. По этой причине, например, оборудование Qtech признается в «Ростелекоме» отечественным, а по критериям Минпромторга оно является зарубежным.
Игорь Бакланов: «У нас цикл от идеи и разработки технического задания до изготовления готовой партии высокотехнологичных изделий составляет девять месяцев; в китайских компаниях этот цикл вдвое короче» |
Отказ российских предприятий и организаций от зарубежных ИТ, по мнению Бакланова, вызван политической ситуацией в мире, которая привела к «экономической войне». Негативные последствия этого противостояния усиливаются мировым экономическим кризисом, сложной трансформацией глобального экономического уклада, а также социальной нестабильностью в России и в сопредельных государствах.
«Некоторое американское или канадское высокотехнологичное оборудование сейчас почти нереально поставить в Россию. На ряд компонентов и систем фактически действует эмбарго со стороны западных производителей», — подчеркнул Бакланов.
Это, казалось бы, на руку нашим разработчикам, но внутренняя ситуация в отечественном секторе ИТ и отрасли связи не позволяет им сделать быстрый рывок вперед. По словам Бакланова, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, общая картина такова: «развал системы образования и общее одичание технического сословия; молодые талантливые разработчики приходят, но их мало, и их часто перекупают зарубежные компании».
Отчасти именно дефицит квалифицированных кадров вынудил Qtech купить у японской компании IP Infusion готовый исходный код для развития своей продуктовой линейки, а не разрабатывать его своими силами.
«По сути, мы пошли по китайскому пути – именно так многие компании из КНР нагоняют технологическое отставание от западных конкурентов. Покупка готового исходного кода позволит нам быстрее разработать собственные коммутаторы третьего уровня и запустить их в серию», — констатировал Мансуров.
На форуме отмечалось, что одной из главных проблем импортозамещения является давление на российский рынок со стороны агрессивных китайских игроков, а также одновременное присутствие на нем прочно укоренившихся американских и европейских компаний. В активе у западных вендоров «несколько тысячелетий» программистского времени, затраченного на создание продуктов, и такого преимущества у наших компаний, конечно, нет. А основное преимущество китайских производителей заключается в том, что они все делают дешево и быстро.
«У нас цикл от идеи и разработки технического задания до изготовления готовой партии высокотехнологичных изделий составляет девять месяцев. В китайских компаниях этот цикл вдвое короче. Китайцы конкурируют на глобальном рынке с американцами, а мы находимся между ними, как между молотом и наковальней. Нам нужны идеи, как уцелеть в этой ситуации, как найти свое место в условиях глобальной конкуренции и экономической войны. Именно в этом суть правильной стратегии импортозамещения», — заявил Бакланов.
Чтобы реализовать эту установку, участники дискуссии предлагают на уровне правительства изменить доминанту стратегического планирования. Сейчас Минпромторг призывает российские ИТ-компании копировать зарубежные разработки. Эксперты же высказываются за то, чтобы отказаться от копирования чужих технологий и подходов и перейти к их разработке. Нужно принять многообразие современного мира, найти в нем свои ниши и закрепиться в них. Для этого в российской отрасли ИТ необходимо культивировать атмосферу демократичности разработки и творческий поиск, перестать сравнивать разные технологические подходы и административным ресурсом выделять приоритетные. Правильный подход в сфере импортозамещения состоит в том, чтобы «поливать все растения на грядке», и тогда какие-нибудь из них обязательно расцветут, полагают участники дискуссии.