Экономика трансформируется, банки ищут точки роста

Михаил Матовников: «Экономический кризис заканчивается, а вот банковский – нет»


09:24 21.11.2016   |   3291 |  Николай Смирнов |  «Директор информационной службы»

Рубрика Индустрия



Улучшение общего состояния рынка мало отразится на финансовом секторе. Банкам требуется усилить работу по стресс-тестированию и искать новые источники повышения эффективности.

«Экономический кризис заканчивается, а вот банковский – нет. Высокая дефолтность финансовых организаций сохранится как минимум еще на два года», — заявил Михаил Матовников, главный аналитик Сбербанка в рамках форума Experian Day 2016. В этом году основной фокус конференции был направлен на обсуждение задач, которые должны решить финансовые организации, чтобы обеспечить рост бизнеса в текущей экономической ситуации.

Выступление Матовникова, рассказавшего о своем видении ситуации в экономике и банковской системе России, можно назвать умеренно оптимистичным. Подчеркнув, что озвучивает свое мнение, а не официальную позицию Сбербанка, он отметил, что переход к экономическому росту – вопрос решенный; рост уже есть, просто малозаметен.

«Финансовые результаты компаний улучшились, о чем свидетельствует рост остатков на счетах предприятий, денег у них довольно много. Кто выжил – тот уже выжил», — констатировал Матовников.

Сергей Турищев
Сергей Турищев: «Кредитные карты – уникальный продукт, где навыки риск-менеджмента и прогнозирования гораздо важнее всего остального»

Российский рынок находится под воздействием нескольких негативных факторов. Например, численность трудоспособного населения будет сокращаться вплоть до 2020 года, отражая провал рождаемости в 1990-е годы и негативно сказываясь на ВВП. Второй фактор – низкая цена на нефть, которая уже не вернется к прежним отметкам. Кроме того, Россия потеряла немаловажный для себя украинский рынок, а международное сообщество все больше говорит об угрозах со стороны России, что негативно влияет на рейтинги и готовность к инвестициям. Чтобы вернуться к росту, придется изобретать новые механизмы; прежними методами это сделать не получится.

По словам Матовникова, рынок ожидает отнюдь не восстановление до прежнего состояния, а трансформация по подобию китайского, где значительную роль играет экспорт.

«В нынешней ситуации реально растущим может быть только тот сектор, который выйдет на экспорт, и в этом основная надежда», — подчеркнул он.

Труд в России стал дешевле, чем в Китае, и это стало причиной возникновения и роста «нетрадиционного» экспорта. Выяснилось, что экспорт российской продукции на Запад возможен, причем в самых неожиданных отраслях. Так, в Европу везут произведенные в России шины, двигатели, электронику, ряд продовольственных товаров (например, кондитерские изделия). А экспорт офшорного программирования достиг 8 млрд долл.

Однако улучшение общего состояния рынка мало отразится на финансовом секторе. Инфляция будет сокращаться, и банкам необходимо учитывать это. Им требуется усилить работу по стресс-тестированию и искать новые источники повышения эффективности.

Ксения Мухорина
Ксения Мухорина: «Надо быть готовыми к тому, что самым выгодным сегментом для всех окажется одна и та же категория людей, и именно за них будет идти борьба»

«Наступила эра клиента, принесенная ветром цифровых перемен, и для банков она более заметна, чем кому бы то ни было», — отметила Мартина Ноймар, бизнес-консультант Experian. Цифровые технологии постоянно меняют правила игры, а взаимоотношения с клиентом приобретают решающее значение для развития бизнеса. При этом много внимания приходится уделять борьбе с мошенничеством, которое становится все более изощренным; как показывает практика, организации не готовы к этому. Необходимо не только отразить незаконные действия, но и не задеть интересы добропорядочных клиентов. Любое нарушение баланса чревато серьезными финансовыми и репутационными потерями.

Как полагает Саломея Пиртахия, начальник управления кредитных рисков банка «Юникредит», действия банка в нынешних условиях зависят от его стратегии и готовности принимать риски. Поэтому работа в цифровых каналах возможна только при наличии огромного количества данных о клиентах и умении работать с этими данными. Все банки поголовно создают модели оценки клиентов, но большинство из этих моделей до сих пор находятся в стадии разработки.

Ксения Мухорина, директор кредитного департамента «Ситибанка», уверена, что работа с клиентами «с улицы» станет локомотивом роста большинства банков. Однако надо быть готовыми к тому, что в конечном итоге самым выгодным сегментом для всех окажется одна и та же категория людей, и именно за них будет идти борьба.

«Кредитование в точках продаж – ‘вечный больной’ финансового рынка: все видят его проблемы и прогнозируют скорую смерть, а он продолжает жить. Более того, кому-то удается делать на этих продуктах бизнес», — сказал Сергей Турищев, начальник отдела портфельного риск-анализа «Альфа-Банка». По его мнению, кредитные карты – уникальный продукт, при реализации которого навыки риск-менеджмента и прогнозирования гораздо важнее всего остального. Это тот случай, когда можно хорошо зарабатывать не за счет существующей клиентской базы, а за счет умения работать с данными. Кто не будет дерзать, тот не добьется успеха. Приходится шевелиться: уже сейчас есть возможность добывать данные извне, на их основе формировать востребованный продукт и доставлять его целевой аудитории.


Теги: Цифровая трансформация Финтех
На ту же тему: