Психологи и педагоги обсудили, нужно ли контролировать детей в использовании мобильных устройств в условиях цифровизации страны. Дискуссия почти не затронула такие вопросы, как защита детей от негативного контента, развитие у молодежи навыков противостояния манипуляциям в Сети и пр. Речь шла в больше степени о том, как новые технологии меняют мышление новых поколение и, следовательно, их реальность.
Директор «Цифровой фабрики инноваций» Евгений Антонов представил исследование, в котором участвовали 15 тыс. школьников и студентов из восьми федеральных округов. Результаты исследования показали, что 10% школьников и 7% студентов не могут обходиться без мобильных устройств. 20% школьников и 23% студентов считают, что технологии способствуют развитию личности. 35% и 36% полагают, что с появлением цифровых технологий человек стал больше торопиться и меньше успевать за день.
Врио директора Психологического института РАО Павел Сергоманов поставил вопрос о том, чем являются технологии — возможностью для развития или причиной зависимости? Мобильные устройства несут пользу или вред? Они являются необходимостью или нет? Он выступает за регулирование цифрового мира, поскольку мир изменился, а человек нет, и ему надо приспособиться к новым условиям. Но регуляция должна быть не запретительной, а мотивационной и руководствоваться принципом «не навреди».
Декан факультета социологии РГСУ Дина Танатова говорила о том, то дети, принадлежащие к так называемому поколению Z, родились со смартфонами в руках. Это данность, это просто надо принять и соответствующим образом реагировать. Регулировать же технологии в глобальном смысле невозможно.
Заместитель директора школы «Феникс» Дмитрий Поносов согласен с этим. Он сказал, мобильные устройства на уроках — нормально. Важно, для чего они используются и как. По его мнению, смартфоны дают много возможностей, а педагоги не понимают ресурса, который у них в руках. Современные дети читают не меньше, чем предыдущие поколения, но предпочитают маленькие тексты. Зато пишут они точно больше по сравнению со своими родителями в их возрасте. Они также много говорят и могут видеть друг друга на расстоянии. По словам, школьники и студенты сейчас воспринимают текст всеми пятью чувствами — правильное использование этого многое может дать для развития ребенка.
«Гаджет — уже не ручка, а рука», — заявил член Молодежного совета Департамента здравоохранения г. Москвы Григорий Сизов. При этом важно остаться людьми в условиях цифрового мира. И всем надо научиться правильно передавать свои эмоции с учетом новых каналов коммуникации и говорить так, чтобы тебя слышали.
Психотерапевт Центра патологии речи и нейрореабилитации Депздрава Иван Орлов настроен менее оптимистично, чем другие участники дискуссии. Он сравнил с рентгеном, про который на заре его изобретения не было понятно, что он опасен. Так и с мобильными устройствами: мы еще не все про них знаем, чтобы терять бдительность. Более того, говоря об использовании гаджетов в обучении, надо отталкиваться от принципов работы мозга. Мозг в целом однозадачен, в то время как смартфон предполагает многозадачность. Поскольку смартфон не очень хорошо влияет на мозг, его использование надо регулировать. Задача школ — воспитание личности, из этого и надо исходить в применении телефонов и планшетов, заключил эксперт.
Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Ирина Улановская заняла, пожалуй, промежуточную позицию в вопросе вреда и пользы мобильных устройств. Она говорила о том, что любая деятельность и учебная в том числе использует средства. Гаджеты — это средства; сами по себе они не плохие и не хорошие, поэтому их не надо демонизировать или поощрять. Они не должны быть самоцелью, а только инструментом для решения задачи. Задачи ставят взрослые, они должны быть интересными и сообразными возрасту. По ее словам, чем более содержательна жизнь у ребенка, тем лучше туда впишется гаджет.