Диапазон тем, обсуждавшихся на традиционном ежегодном форуме Teradata, посвященном аналитике, был очень широк: от особенностей маркетинга в цифровом мире до исследования данных в морской сейсморазведке и создания нейронных сейтей в энергосекторе. Форум, который проводится в России уже седьмой раз, собрал более 500 участников, включая ИТ-специалистов и исследователей данных, руководителей бизнес-направлений крупных компаний, экспертов в области маркетинга и бизнес-аналитики.
Каждый кризис сопровождается всплеском интереса к аналитике, и нынешние перманентные сложности в экономике в Teradata тоже расценивают как интересные возможности для бизнеса. «В последние несколько лет в России стали лучше считать деньги, и это оказалось для нас фантастическим плюсом», – отметил Андрей Алексеенко, генеральный директор Teradata в России. В частности, по его словам, последние несколько лет очень востребован консалтинг по архитектуре экосистем анализа данных.
В этом году к отраслям, традиционно находящимся в фокусе компании – банкам, госсектору, ретейлу и телекому, – добавилась промышленность. Помочь освоению этого рынка призваны глобальные стратегические партнерства с такими компаниями как Siemens, Dell, Cisco и OSIsoft.
По словам Алексеенко, Teradata всегда делала проекты на острие технологий, и сегодня в представленных на форуме клиентских историях фигурируют Интернет вещей, искусственный интеллект и работа с большими массивами данных. Хотя в России проникновение Teradata в реальный сектор только начинается, тем не менее подобные проекты, например, в металлургии и нефтехимической промышленности уже идут, причем развиваются довольно быстро, так что уже в следующем году можно будет говорить об их результатах.
Вездесущая аналитика
Последней бизнес-новацией компании стала концепция Teradata Еverywhere, главным компонентом которой является аналитическая платформа, позволяющая, как утверждают ее разработчики, работать с любым движком, любыми данными и любыми средствами визуализации. Второй компонент концепции – различные опции использования этой платформы: в частном или публичном облаке, на оборудовании Teradata или заказчика. Третий компонент – «ценовая свобода» – подразумевает упрощение набора лицензионных пакетов в соответствии с требованиями рабочей нагрузки, переносимость лицензий, основанных на подписке, и предоставление аналитики как сервиса.
![]() |
Стивен Бробст: «В новой экономике есть выбор из трех вариантов: быть цифровой компанией, становиться ею или потерять актуальность бизнеса» |
«Нас часто критиковали за негибкость в принятии решений», – признает Алексеенко. Теперь, по его словам, решения о запуске проектов можно принимать быстро, а начинать проекты можно с небольших шагов, проверяя как работают те или иные решения и аналитические гипотезы.
В дискуссиях форума был также затронут вопрос границ между персонализированным маркетингом и неприкосновенным личным пространством, который с каждым годом становится все острее. «Рано или поздно мы придем к договорам между с личностью и компаниями, – уверен Алексеенко. – Корпорациям предстоит осознать, что данные принадлежат нам, а нам – понять, что мы получаем в обмен на данные. Возможно в каких-то случаях мы будем платить своими данными, открывая информацию в обмен на какие-то бонусы или сервисы».
Быть или не быть
Один из ключевых докладов форума был посвящен проблемам лидерства в эпоху цифровой трансформации. В новой экономике есть выбор из трех вариантов: быть цифровой компанией, становиться ею или потерять актуальность бизнеса, заявил Стивен Бробст, технический директор Teradata. Не случайно изначально далекие от информационного бизнеса компании сегодня активно инвестируют в технологические стартапы. К примеру, L'Oreal, благодаря таким инвестициям, недавно выпустила умную расческу, отслеживающую состояние волос. На основании анализа собранных расческой данных пользователю в мобильном приложении рекомендуются те средства ухода за волосами, которые помогут решить обнаруженные проблемы.
«Все, что сейчас кажется невозможным оцифровать, будет оцифровано и будет генерировать данные, – уверен Алексеенко. – Мы увидим примеры мощной аналитики данных в самых неожиданных организациях и отраслях».
Бробст также отметил важность использования систем предоставления рекомендаций в реальном времени, где особую роль играют системы управления клиентским опытом, операционной аналитики, основанной на алгоритмах самообучения, а также методов, базирующихся на искусственном интеллекте. Самыми эффективными рекомендательными механизмами, по словам Бробста, обладают Amazon, которой рекомендации приносят до 30% продаж, Netflix, которой они обеспечивают 75% просмотров, и LinkedIn, где благодаря рекомендациям создается половина всех связей между пользователями в соцсети.
«Будущее принадлежит компаниям, которые превращают данные в продукт», – напомнил Бробст слова Майка Лукидеса, вице-президента по контент-стратегии O’Reilly Media.