Бизнес меняет фокус цифровых проектов




11:31 17.11.2020   |   11952 |  Наталья Дубова |

Рубрика Партнерский материал



Онлайн-форум Realize 2020 компании Micro Focus поднял важные темы управления операционной деятельностью ИТ и процессами разработки приложений. Участники обсудили, как эти решения помогают в цифровизации внутренних процессов бизнеса.

Открывая форум, генеральный директор Micro Focus в России и СНГ Андрей Кутуков отметил уже общепризнанный факт того, что случившаяся в этом году пандемия сказывается положительно на цифровизации бизнеса, ускорив ее во всех направлениях. Он заметил, что последние годы основной вектор цифровой трансформации был направлен вовне — на взаимодействие с клиентами, что оправданно, поскольку именно эта работа приносит основную прибыль. Однако пандемия обнажила критический недостаток внимания к цифровизации внутренних процессов, в том числе в ИТ. «Недостаток инвестиций в инфраструктуру, управляемость, безопасность, в интеграцию бэк-офисных приложений ведет к снижению конкурентоспособности и увеличению внутренних издержек, и это становится особенно критичным в текущих непростых условиях, — подчеркнул Андрей Кутуков. — Очень многие компании начали фокусироваться на задачах внутренней цифровизации».

Андрей Кутуков
 

 

Андрей Кутуков, генеральный директор Micro Focus в России: «Пандемия сказывается положительно на цифровизации бизнеса, ускорив ее во всех направлениях. При этом стал очевиден критический недостаток внимания к цифровизации внутренних процессов, в том числе в ИТ. Поэтому сегодня очень многие компании начали фокусироваться на задачах внутренней цифровизации»

 

 

Решения Micro Focus для управления операциями и предоставлением приложений, которые были в центре внимания форума Realize 2020, являются хорошим фундаментом для старта и эффективным инструментом развития этого направления цифровой трансформации. Участники форума получили уникальную возможность познакомиться с новейшими разработками компании, узнать о передовых проектах клиентов Micro Focus из России и других стран, обменяться опытом и задать вопросы практикам из разных индустрий.

«На следующий день…», или Что поможет выстоять в коронакризис

Об этом предложил поразмышлять технический директор Micro Focus в России и СНГ Артур Гиоев. В результате пандемии 88% организаций перешли на удаленную работу, и это создало немало проблем: сбои в работе внутренних процессов; сложности с идентификацией сотрудников, подключающихся к этим процессам из дома; размытые графики их работы, что часто приводит к снижению продуктивности и креативности; необходимость поддерживать работу сотрудников с различных мобильных устройств; попадание важных офисных функций в зону риска из-за отсутствия в офисе людей.

Решить эти проблемы «по мановению волшебной палочки» не представляется возможным, отметил Артур, однако инструменты Micro Focus способны существенно помочь в их преодолении.

Одной из сложностей перехода на удаленную работу оказалась точная идентификация того, кто находится «по ту сторону экрана». Как обезопасить бизнес от подключения к критичным внутренним процессам посторонних людей (хорошо, если не злоумышленников), как эффективно контролировать удаленных сотрудников? Инструмент многофакторной аутентификации Micro Focus Advanced Authentication помогает решать проблемы с цифровой идентичностью. Дополнительную уверенность в том, что работа идет с нужным сотрудником, дает использование средств поведенческой аналитики (решение Micro Focus Interset), которые с помощью алгоритмов машинного обучения позволяют выявлять аномалии в активностях людей и, в интеграции с другими инструментами информационной безопасности, отсекать от процесса тех, кто вызывает серьезные подозрения.

С переходом большинства сотрудников на удаленную работу особую актуальность приобретает защита цифрового рабочего пространства, и эти возможности предоставляет решение по безопасности клиентских устройств Micro Focus ZenWorks. Кроме того, компаниям необходимо уделять пристальное внимание такой традиционной дисциплине ITSM, как управление конфигурациями, которая позволяет получать четкое представление о существующих ИТ-ресурсах и их взаимосвязях, строить сервисные модели, оценивать риски для ИТ и для бизнеса, которые влекут за собой изменения в аппаратной и программной инфраструктуре и сервисах, гарантировать соответствие любых таких изменений принятым в компании стандартам и политикам. Автоматизация управления конфигурациями, реализованная в продуктах Micro Focus, помогает сохранять контроль над ИТ-средой даже в условиях, когда ИТ-менеджеры работают удаленно, а сама среда становится сильно распределенной и включает в себя множество разнородных конечных устройств.

Наработанный в ИТ опыт управления сервисами и до пандемии активно распространялся на всю компанию, и эта тенденция должна усиливаться сейчас, поскольку в новых условиях неактуальная документация и слабая автоматизация бизнес-процессов чреваты серьезными рисками. Создание «единого окна» управления корпоративными сервисами (Enterprise Service Management) с помощью сервисного портала (на платформе Micro Focus Service Manager) помогает взять под контроль все сервисные процессы, будь то ИТ-сервисы, бухгалтерия, кадровая служба или АХО.

технический директор Micro Focus в России и СНГ Артур Гиоев

При этом важно, подчеркнул Артур, чтобы такие решения отвечали требованиям как пользователей портала (а они сегодня хотят простые, удобные, стильные интерфейсы и быстроту реакции на свои запросы), так и тех, кто находится по другую сторону: операторы первой линии должны иметь возможность быстро обрабатывать всю информацию о пользователе в момент его обращения и применять наглядные средства анализа и совершенствования сервисов.

Интеграция в ITSM-решения Micro Focus инструментов машинного обучения, аналитики и визуализации позволяет развернуть единое сервисное окно, соответствующее всем таким требованиям. А новая платформа RPA, которая опирается на многолетние наработки Micro Focus в области оркестровки процессов, дает возможность автоматизировать взаимодействие между различными системами, что снизит число ошибок и повысит продуктивность совместной работы ИТ-специалистов и бизнес-пользователей.

Большие данные и элементы искусственного интеллекта сегодня начинают активно использоваться в управлении ИТ-операциями. Машинное обучение помогает сделать функции управления значительно более эффективными и адаптивными. Однако в условиях кардинальных изменений, вызванных пандемией, даже самые умные модели могут перестать работать, отметил Артур, поскольку данные, на которых они обучались, становятся неактуальными.

И здесь преимущества решений Micro Focus проявляются в том, что они интегрируются с унифицированной аналитической платформой Vertica, архитектура которой максимально приближает данные к алгоритмам машинного обучения и поддерживает широкую и постоянно эволюционирующую экосистему работы с данными. Это позволяет оперативно модифицировать аналитику при любых, даже самых масштабных изменениях потоков данных.

Опыт как уверенность в завтрашнем дне

Проекты, которые представили на форуме клиенты Micro Focus из разных отраслей, со всей убедительностью продемонстрировали, что грамотно поставленное управление ИТ-операциями и бизнес-сервисами закладывает надежный фундамент для развития даже в самой сложной ситуации.

В банке «Открытие» мониторинг бизнес-процессов и ИТ-операций позиционируется как основа цифровой трансформации. Денис Гузовский, старший вице-президент, директор департамента эксплуатации ИТ банка «Открытие», заметил, что цифровизация — это много ИТ, и потому при экспоненциальном развитии цифровизации значение мониторинга резко возрастает: чем больше бизнес завязан на ИТ, тем больше потенциальных точек отказа. «Digital без мониторинга — сначала опасно, потом невозможно», — подчеркнул Гузовский.

 Денис Гузовский, старший вице-президент, директор департамента эксплуатации ИТ банка «Открытие»

Проект был начат в довольно сложный для банка период и с нуля: инструментов ИТ-мониторинга не было. А значит, реализация требовалась как можно более быстрая и классический подход «снизу вверх» — от мониторинга серверов к бизнес-процессам и единому ситуационному центру — не подходил. Денис рассказал, что в банке решили действовать в обратном направлении, выстраивая вначале высокоуровневый мониторинг определенных бизнес-процессов и спускаясь к мониторингу приложений и элементов ИТ-инфраструктуры (продукты Micro Focus это позволяют).

«Теперь мы можем убедительно доказать жизнеспособность подхода «сверху вниз» в организации мониторинга, — подчеркнул Денис Гузовский. — За год удалось обеспечить эффективный контроль 20 бизнес-процессов (к концу года их будет 30) и выстроить простой диалог с бизнесом по доступности ИТ. Показатели по уровню доступности ИТ-систем улучшены в два раза».

В мониторинге используется аналитика для диагностики и прогнозирования сбоев, а вот от единого ситуационного центра в банке отказались в пользу виртуальной среды, позволяющей получать сообщения о сбоях на смартфоны и обсуждать решение инцидентов в облачных «комнатах».

В перспективе Денис видит в мониторинге не только основу бесперебойной работы банковских процессов, но и платформу для глубокой аналитики по основным направлениям бизнеса. В процессе мониторинга собираются огромные объемы данных, и если их сохранять и применять правильные алгоритмы, то с помощью этих данных можно будет искать новые направления кросс-продаж, исследовать поведенческие сценарии клиентов, анализировать рентабельность продуктов и эффективность маркетинговых программ.

В «Газпромбанке» два года назад начали масштабный проект трансформации ИТ— к этому побудил бурный рост бизнеса, в частности становление нового направления работы с физическими лицами. Начальник управления сопровождения ИТ-сервисов банка Лариса Иншакова рассказала о создании новой экосистемы управления ИТ, в основе которой лежат процессный подход и идеи референсной модели IT4IT, а ее реализация практически полностью базируется на продуктах Micro Focus. С помощью системы Service Manager введен в действие сервисный портал, ставший единой точкой входа для ИТ-пользователей банка, внедрены и работают основные процессы ITSM; решение Asset Manager положено в основу управления ИТ-активами; решения Hybrid Cloud Management и Operations Orchestration поддерживают управление частным облаком; на платформе Vertica построена система аналитической отчетности для руководства.

Реализация проекта обеспечила заданные KPI: близкий к стопроцентному уровень доступности ИТ-инфраструктуры, концентрация обращений в службу поддержи на сервисном портале, кардинальное сокращение времени на развертывание новых рабочих мест и обнаружение критических инцидентов. На следующем этапе в банке планируют распространить показавший свою эффективность сервисный подход на весь бизнес. Как пояснила Лариса, новый проект создания сервисной организации подразумевает, что на базе Service Manager будет реализован единый инструмент обработки обращений сотрудников банка по вопросам, связанным с работой всех обеспечивающих подразделений (бухгалтерия, кадры, логистика, АХО и т. д.).

Реализация платформы управления ИТ-активами на НЛМК была непростой уже хотя бы потому, что делалась собственными силами и позаимствовать опыт было негде — это первое внедрение продукта Micro Focus SMAx (Service Management Automation x) в России. Система была выбрана два года назад в результате комплексного анализа рынка для замены прежнего, ограниченного по возможностям решения. После полноценного тестирования в феврале текущего года был начат процесс внедрения и настройки блока системы для управления материальными активами.

Как рассказал Дмитрий Зудин, начальник отдела по управлению ИТ-активами «НЛМК ИТ», платформа SMAx показала себя как комплексное, развитое решение, которое позволяет «из коробки» получить полный набор инструментов, необходимых для работы целостной ИТ-структуры. Сложности самостоятельного освоения системы нивелировались подробными встроенными инструкциями, дружественным интерфейсом, отсутствием необходимости в программировании.

Важный вывод, который сделали в компании в результате внедрения, состоит в том, что SMAx — «правильная коробка» и если не удается с ее помощью автоматизировать сложившиеся в компании процессы, то необходимо задуматься над их модернизацией, а не пытаться подстраивать систему под небезупречное ведение дел. «Продукт создавался годами огромной командой специалистов из разных стран с использованием подходов ITIL, — отметил Дмитрий Зудин. — Поэтому, если у вас что-то пошло не так, менять надо себя, а не продукт».

В крупной организации в определенный момент времени количество единиц в ИТ-инфраструктуре и взаимосвязей между ними достигает таких масштабов, что учет информации «вручную» уже не дает возможности получить точную картину ИТ-хозяйства, давать адекватные ответы на вопросы аудиторов, продуманно планировать развитие инфраструктуры. В конце концов, такое «ручное» управление не застраховано от ошибок, которые может сделать человек.

О важности приложений

«Для всех нас как обычных пользователей цифровизация — это прежде всего мобильные приложения, с помощью которых мы заказываем продукты и услуги, общаемся, путешествуем, обращаемся за госуслугами и т. д.», — заметил Андрей Кутуков на открытии второго дня онлайн-форума Realize 2020, посвященного блоку решений Micro Focus для управления предоставлением приложений (Application Delivery Management).

В корпоративном мире значимость приложений тоже невозможно переоценить, и пандемия только обострила те потенциальные проблемы, которые могут возникнуть у компаний, если их программные решения (для работы с клиентами или для поддержки внутренних процессов) недостаточно безопасны, масштабируемы, производительны и существуют изолированно от других приложений, без учета архитектуры бизнес-процессов в компании.

Принять во внимание все эти факторы позволяют эффективные инструменты для управления разработкой и предоставлением приложений. Раффи Маргалиот (Raffi Margaliot), исполнительный вице-президент Micro Focus и генеральный директор продуктового направления ADM, рассказал о тех направлениях, на которых должны сегодня фокусироваться разработчики корпоративных приложений, и о том, как они поддерживаются в решениях компании. Это управление жизненным циклом приложений с применением аналитики и с учетом большой разнородной экосистемы решений, в которой работают команды разработчиков (платформа ALM Octane); автоматизация процессов предоставления приложений (всех видов тестирования, сборки, развертывания) для повышения эффективности и устойчивости разработки; интеллектуальная автоматизация функционального тестирования с использованием методов машинного обучения (семейство Micro Focus UFT); как можно более раннее автоматизированное тестирование производительности приложений в тесном контакте с разработчиками (за эти функции отвечают продукты семейства Micro Focus LoadRunner).

Решения по управлению тестированием — одна из ключевых компетенций Micro Focus, опираясь на которую клиенты компании по всему миру выстраивают свои стратегии и процессы обеспечения качества приложений. Комплексный подход к управлению качеством в условиях Agile и DevOps на форуме представила компания Amdocs, ведущий игрок на международном рынке телекоммуникаций. По словам Артура Гиоева, опыт Amdocs может служить российским предприятиям ориентиром относительно того, как в будущем будет выглядеть управление качеством в крупном бизнесе.

СТО подразделения Amdocs по инжинирингу качества (Quality Engineering, QE) Дрор Аврилинги

Как рассказал СТО подразделения Amdocs по инжинирингу качества (Quality Engineering, QE) Дрор Аврилинги (Dror Avrilingi), компания предоставляет услуги по обеспечению качества приложений своим клиентам по всему миру, в этих процессах задействовано более 3200 профессионалов. Amdocs создала собственную уникальную QE-модель для крупных организаций, придерживающихся принципов Agile в разработке ПО, а также модель зрелости управления качеством, инструменты оценки и рекомендации по повышению уровня зрелости. В рамках этой модели компании проходят путь от стандартизации процессов управления качеством, их интеграции с процессами DevOps, создания централизованной платформы тестирования к практически полностью автономному (лишь на 5% зависящему от действий человека) управлению качеством с опорой на технологии искусственного интеллекта.

По словам Дрора, в Amdocs уже в значительной степени приблизились к автономному управлению качеством с принятием решений на основе данных и машинного обучения, в чем компании очень помогает использование платформы ALM Octane и других решений из портфеля Micro Focus ADM.

Сергей Лунев, руководитель направления обеспечения качества изменений в «Северсталь-инфоком», ИТ-подразделении «Северстали», рассказал о том, как, благодаря использованию платформы Micro Focus ALM, процессы обеспечения качества программной инфраструктуры на базе продуктов SAP удалось сделать неотъемлемой частью производственных процессов металлургического предприятия. С помощью решений Micro Focus автоматизированы основные задачи тестирования приложений, благодаря чему на 22% сокращены расходы на разработку тест-кейсов, почти на тысячу человеко-дней снизились затраты на составление протоколов тестирования. Инструмент оказался очень удобным для представления процессов обеспечения качества, рассказал Сергей, поэтому сегодня существенно меньше усилий приходится прикладывать для погружения новых сотрудников в эти процессы.

Следующим этапом на «Северстали» планируют реализацию практик DevOps на проекте SAP и их масштабирование на всю компанию.

Приглашаем вас познакомиться с выступлениями участников форума Realize 2020. Полная трансляция форума доступна в записи — https://microfocusrealize.ru/#/agenda

Технические вебинары по продуктам Micro Focus можно посмотреть здесь


Теги: Micro Focus Партнерский материал