Данные и «умные» сервисы на их основе начинают играть настолько важную роль в жизни общества, что необходимы скоординированные усилия бизнеса и государства, чтобы извлечь максимум выгоды из предпринимаемых усилий. Поодиночке действовать не получится: государству не хватает компетенций, а бизнесу — возможностей по преодолению законодательных барьеров. Как показали выступления участников форума «BIG DATA 2020 ОНЛАЙН: данные в основе цифровой экономики», проведенного издательством «Открытые системы» 4 июня, в этом направлении ведется действительно большая работа. (см. также лучший практический опыт тех, кто превращает данные в ценный актив — в статье «BIG DATA 2020 ОНЛАЙН: кому помогают данные»; гибкие и эффективные инструменты для работы с большими данными, в которых нуждается мир «после карантина» — в статье «BIG DATA 2020 ОНЛАЙН»: платформы данных посткризисной эпохи».)
Создать условия для инноваций
«Большие данные — новый вид актива для государства и бизнеса. Возможно, это действительно «новая нефть», но как ее перерабатывать во что-то полезное, мы пока знаем плохо», — признал Владислав Онищенко, первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ. Чтобы можно было говорить не только о возможностях технологий, но и о получении реальных результатов, необходимо действовать в четырех направлениях: предоставить нормативно-правовое обеспечение, разобраться с организационными сложностями, разработать методологию и создать конкретные решения. При этом реализация первого направления зависит исключительно от государства.
Главный выбор здесь — каким путем идти: экспериментировать или планомерно раскрывать данные, создавая благоприятную атмосферу для появления новых проектов. Еще один существенный фактор — заниматься ли вопросами этики использования данных сразу или фокусироваться на ценности создаваемых решений, откладывая этику «на потом».
«Данные уже давно лежат в основе большинства процессов управления Москвой. На базе больших данных, искусственного интеллекта и Интернета вещей формируется новая парадигма управления городом», — подчеркнул Дмитрий Онтоев, руководитель аналитического управления ДИТ Москвы. Сбор данных из множества источников, их проверка на непротиворечивость и полноту и последующий анализ позволяют не только реагировать на события, но и действовать проактивно. Ключевая цель Москвы — стать городом, управляемым на основе данных (data-driven city), и для этого предстоит совершить прорывы во всех направлениях: экономике, социальной сфере, образовании и т. д. Только такой подход позволит решить ключевые задачи развития города. Вместе с тем, по мнению Онтоева, «умный город» — это не информационные системы, а умение собрать и использовать данные. Уже сейчас любой орган управления обладает гигантским объемом информации в своей сфере, однако во многих регионах она не систематизирована и даже не приведена в электронный вид.
В апреле был подписан Федеральный закон № 123 о проведении в течение пяти лет эксперимента по созданию необходимых условий для внедрения технологий искусственного интеллекта в Москве. Он должен снять некоторые регуляторные барьеры, затрудняющие внедрение таких решений.
«Мы хотим помочь разработчикам, и я приглашаю всех рассказать о случаях, когда внедрению прорывных решений на базе искусственного интеллекта мешали правовые барьеры. Мы рассмотрим каждый из них и постараемся учесть при разработке московских нормативных актов», — призвал Онтоев.
Опыт лучших
В рамках секции «Большие данные и аналитика: опыт лучших» прозвучали выступления двух лауреатов премии CDO Award 2020.
Константин Романов, директор по продуктам и технологиям больших данных «Вымпелкома», описал первые шаги на пути к амбициозной цели — созданию бизнеса, не имеющего отношения к телекому, рядом с мобильным гигантом.
Константин Романов: «Создание принципиально новых бизнесов, основанных на работе с данными, — очень непростой путь, но очевидно, что будущее именно за ним» |
«Понятно, что создать бизнес сопоставимого размера — задача не завтрашнего дня, но все предпосылки для этого есть. Такое вполне возможно на горизонте пяти-семи лет», — уверен Романов.
Большинство компаний сталкиваются с непростым выбором в отношении того, что именно делать с собранными данными. Инвестировать во все направления сразу не получается: существуют и ожидания относительно коммерческих результатов, и ограниченность ресурсов. В «Вымпелкоме» определили для себя два основных направления: улучшение основного бизнеса и создание принципиально новых бизнесов, основанных на работе с данными. Второе направление более интересное и перспективное. И хотя это очень непростой путь, но очевидно, что будущее именно за ним. Этим же маршрутом следует и остальной рынок, не ограничиваясь предоставлением голосовых и интернет-услуг.
Помимо сервисов по оценке эффективности цифровой и наружной рекламы, а также таргетирования клиентов, «Вымпелком» инвестировал в создание платформы видеоаналитики, которую уже с этого года начали предлагать на внешнем рынке. Кроме того, компания создала решения на базе геоаналитики и Интернета вещей, по которым уже накоплена история взаимодействия и с государством, и с бизнесом.
Иван Черницын, руководитель центра аналитических решений дирекции региональных продаж (сбытового подразделения) «Газпром нефти», рассказал о построении «умного озера данных» — наиболее сложной архитектуры data lake из всех известных и пока не имеющей аналогов в мире. К этому проекту в компании шли несколько лет, начав с внедрения центра компетенций по BI. За это время научились обрабатывать большие объемы данных из различных источников и управлять их качеством. С появлением все более сложных задач стало понятно, что требуется использовать более сложные компоненты хранения данных. Более того, возникло зрелое понимание того, что такое работа по управлению данными.
В 2018 году в компании решили использовать архитектуру «умного озера данных», которая подразумевает наличие в озере данных встроенных инструментов управления данными. Реализация этого проекта вызвала довольно широкий резонанс и была отмечена аналитиками Gartner. На текущий момент более половины всех аналитических проектов и инициатив сбытового подразделения уже реализуется в контуре умного озера данных, план на 2020 год — охватить не менее 75%.
Этика и культура
Об этике использования данных — и государством, и корпорациями — приходится слышать все чаще. Вероятно, в ближайшие годы обсуждение этой проблемы будет занимать все больше места в дискуссиях. Во многом ей посвящена деятельность Ассоциации больших данных (АБД), о работе которой рассказал ее исполнительный директор Алексей Нейман.
В прошлом году совместно с Boston Consulting Group ассоциация разработала стратегию развития больших данных в России. Стараться есть ради чего: согласно оценкам, развитие рынка больших данных может дать как минимум 0,3% ежегодного прироста ВВП. Для этого необходимо прорывное развитие по пяти направлениям: таланты, доступность данных, инфраструктура, идеи и масштабирование. Таланты и инфраструктура широко охвачены программой «Цифровая экономика», а АБД сосредоточилась на трех остальных.
При этом особое внимание уделяется доступности данных, в том числе государственных, и возможности их использования, а также созданию экспериментальных правовых режимов. «Инноваторам требуется создать облегченный режим работы с данными. В дальнейшем будет происходить вывод проектов, показавших хорошие результаты, в общеправовую плоскость», — отметил Нейман.
Вера Адаева: «Без диалога с бизнесом никогда не возникнет передовых компетенций в органах власти» |
Если бизнес к использованию инновационных решений и работе «по-новому» в целом готов, то в госсекторе все не столь радужно. В Агентстве стратегических инициатив запущен ряд проектов, ориентированных на органы государственной власти и посвященных управлению, основанному на данных.
«Проблем много, но самым главным ограничением является то, что в регионах нет культуры работы с данными и соответствующих компетенций. Даже если у органов власти возникает желание заниматься этим, встает проблема диалога между властью как заказчиком и профессиональным сообществом как исполнителем», — рассказала Вера Адаева, руководитель Центра цифрового развития АСИ. По ее словам, без диалога с бизнесом никогда не возникнет передовых компетенций в органах власти.
Первый подход к этому «снаряду» был сделан год назад, и его следствием стало проведение конкурса цифровых решений, реализуемых региональными органами власти. Этот проект вызвал интерес и за рубежом — например, сейчас к нему присоединяются Сингапур и Бахрейн.
Разумеется, в ходе конкурса также приходится сталкиваться с регуляторными барьерами. Типичный образец, отраженный в 152-ФЗ, — запрет на объединение в одной системе данных, собранных с разной целью. Все методы решения этой проблемы требуют кропотливой работы с разметкой данных. Вторая «головная боль» — качество данных. Во многом это связано с тем, что далеко не у всех операторов данных есть осознание их ценности.
По признанию участников форума, тема «Большие данные как стратегический актив бизнеса и государства» очень своевременна: большие данные уже стали активом для многих компаний и становятся актуальными для государства как никогда ранее. Одно из условий успешной работы в этом направлении — продуктивный диалог государства с бизнесом в рамках формирования рынка данных и искусственного интеллекта. Одна из ключевых задач на данном этапе — снятие правовых барьеров, мешающих внедрению современных технологий.