20 июля 1966 года правительство СССР приняло постановление о строительстве в Тольятти автозавода. Уже 19 апреля 1970 года с конвейера сошли первые автомобили модели ВАЗ-2101. Так началась история нынешней компании ОАО «АВТОВАЗ», которая много лет удерживает позиции лидера российского автомобилестроения.
Сегодня компания является равноправным партнером Альянса Renault-Nissan, численность ее сотрудников около 65 тысяч человек, а годовой оборот за 2013 год составил 175,2 млрд рублей. С начала производства с конвейеров двух производственных площадок — в Тольятти и Ижевске — сошло более 28 млн автомобилей. Продукция АВТОВАЗа имеет долю около 18% на рынке легковых автомобилей в России.
Согласно прогнозам, к 2020 году бюджет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ компании (НИОКР) должен составить порядка 3 % от доходов АВТОВАЗа.
ПРОБЛЕМЫ ГЕТЕРОГЕННЫХ СИСТЕМ
"Основываясь на решениях, разработанных Hitachi, г смогли в кратчайшие сроки перейти на новые технологии организации корпоративных файловых сервисов с использованием централизованной службы каталога. рассчитываем, что это послужит основой для дальнейш развития систем хранения данных в нашей компании." Реут Александр Игоревич Директор дирекции по развитию и интеграции информационных систем ОАО «АВТОВАЗ» |
ИТ-инфраструктура компании исторически состояла из множества разнородных компонентов: серверов различных производителей с операционными системами Linux, HP-UX, Windows, систем хранения EMC DMX, Hitachi AMS 1000/2000, EMC CX и др. С совершенствованием выделенных систем хранения данных менялась и единая сеть хранения данных Storage Area Network (SAN), однако к ней были подключены только большие Unix-серверы, решающие важные задачи систем управления предприятием и систем управления базами данных.
Долгое время информационная инфраструктура компании развивалась без кардинальной модернизации. Для реализации множества разных задач использовались выделенные серверы и системы хранения данных различных поколений, базирующиеся на собственных разработках специалистов компании. Консолидация вычислительных ресурсов и ресурсов хранения данных применялась только для высокопроизводительных Unix-систем за счет привлечения технологий партиционирования на аппаратном уровне. При увеличении количества пользователей, в ежедневные обязанности которых входит работа в информационных системах (проектировщиков, работников финансовых служб, операторов в заводских цехах и других специалистов), появилась потребность в реализации корпоративного файлового хранилища. Эта задача решалась с помощью корпоративного портала и разработанного на предприятии программного обеспечения, функционирующего на Linux-серверах, при этом аутентификация пользователей осуществлялась с помощью собственной службы каталога.
ЗАПРОСЫ, ПРОДИКТОВАННЫЕ ВРЕМЕНЕМ
Для дальнейшего развития компании возникла необходимость в корпоративном файловом хранилище и решении по серверной виртуализации (Citrix и KVM). Требовалось создать инфраструктуру, которая позволила бы консолидировать многие задачи, не имеющие высоких требований к производительности, за счет чего повысилась бы утилизация аппаратных ресурсов. И для корпоративного файлового хранилища, и для системы виртуализации были необходимы механизмы динамического выделения дискового пространства — чтобы избежать накопления невостребованных частей хранилищ
Одновременно с перечисленными задачами компании требовался функционал эффективного распределения дискового пространства систем хранения данных между корпоративными серверами, до сих пор не подключенных в сеть хранения SAN. При этом подразумевалось использовать стандартные сетевые протоколы CIFS/ NFS, а передачу данных осуществлять по хорошо развитой на предприятии инфраструктуре сети Ethernet. Для корпоративного файлового хранилища требовалось обеспечить легкое и удобное масштабирование новой платформы по объему данных и количеству пользователей. Кроме того, было необходимо перейти на стандартизованную аутентификацию пользователей с помощью Microsoft Active Directory.
Помимо проведения изменений в схеме аутентификации пользователей, ставилась задача о переносе ряда сервисов, реализованных в прошлом на основе информационной системы собственной разработки, на новое корпоративное хранилище на базе технологий Microsoft с удобными средствами мониторинга работоспособности и производительности.
При создании таких высокоцентрализованных систем отдельное внимание, конечно же, необходимо было уделить методам обеспечения локальной и глобальной отказоустойчивости всех компонентов инфраструктуры.
ТЕХНОЛОГИИ HDS
"Кластерная платформа на базе Hitachi Network Attached Storage (HNAS) позволила применять имеющиеся и новые системы хранения данных более гибко — путем организации файлового доступа напрямую пользователям, без привлечения большого количества систем собственной разработки." Реут Александр Игоревич Директор дирекции по развитию и интеграции информационных систем ОАО «АВТОВАЗ» |
ОАО «АВТОВАЗ» уже долгое время сотрудничает с корпорацией Hitachi Data Systems: первые системы хранения данных были поставлены компании в 2009 году (модель AMS1000), в 2010 году внедрено хранилище данных AMS2500.
Далеко опередив конкурентов в данном проекте модернизации информационной инфраструктуры, Hitachi Data Systems предложила АВТОВАЗу масштабируемое и компактное решение — кластерную платформу на базе двух узлов Hitachi NAS — HNAS3090. Большинство предложений от других производителей состоят из множества серверов или специализированных устройств, объединенных друг с другом, а это означает большое количество стоек и сложное управление системой.
В отличие от решений конкурентов система хранения данных Hitachi Unified Storage (HUS130) с дисками SAS обеспечивает максимальную производительность и уникальную плотность размещения при низких затратах электроэнергии. В установленных системах заложена возможность трехкратного расширения объема и производительности.
Hitachi Data Systems предложила сбалансированное, цельное, законченное решение: кластерную платформу файлового доступа и систему хранения данных, которую легко интегрировать в существующую инфраструктуру. Поэтому АВТОВАЗ выбрал именно HDS для реализации этого важного для нее проекта.
СЛОЖНЫЙ ПРОЕКТ В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ
Поставка оборудования и развертывание систем хранения были выполнены экспертами HDS в кратчайшие сроки. На первом этапе было осуществлено развертывание Hitachi Network Attached Storage (HNAS) для формирования сетевого файлового хранилища данных корпоративных пользователей и организован доступ по протоколу NFS к системам хранения данных для гипервизоров Citrix и KVM. Вторым этапом стала интеграция с Microsoft Active Directory и отладка механизмов автоматического создания домашних каталогов. Третий и заключительный этап состоял в расширении платформы виртуализации по количеству серверов и размещаемых на них информационных сервисов, а также в увеличении количества пользователей, использующих кластерную платформу Hitachi NAS для хранения файлов.
ИТОГ: УДОБСТВО, НАДЕЖНОСТЬ, ЭКОНОМИЯ
Кластерная платформа на базе Hitachi Network Attached Storage (HNAS) позволила применять имеющиеся и новые системы хранения данных более гибко — путем организации файлового доступа напрямую пользователям, без привлечения большого количества систем собственной разработки. Высокопроизводительный NFS-доступ к хранилищам данных с помощью HNAS позволил в кратчайшие сроки внедрить решение по виртуализации на основе продуктов компании Citrix. Применение файлового протокола NFS в том числе значительно повысило эффективность использования дисковой емкости систем хранения за счет технологий динамического выделения пространства для виртуальных машин.
Для управления общим сетевым хранилищем файлов достаточно одного администратора, в удобном интерфейсе принимающего заявки пользователей по изменению прав и выделяющего им дополнительное пространство.
Организация кластера существенно повысила надежность решения: возникновение сбоя на узле никак не скажется на работе сервисов, а выполняемые на нем задачи автоматически перенесутся на другой. Администратор в данной ситуации получит автоматическое оповещение. Использование локальной кластеризации позволяет избежать простоя сервисов при любом отказе компонентов HNAS.
Благодаря интеграции с Microsoft Active Directory система HNAS осуществляет прозрачную аутентификацию пользователей. Появилась возможность применять корпоративные политики доступа к различным данным на HNAS, а значит, существенно сократились затраты на эксплуатацию различных существовавших ранее систем. Расширились возможности инфраструктуры по организации новых сервисов на базе Microsoft Active Directory.
Инвестиции в данный проект окупаются за счет минимизации времени простоя имеющихся сервисов, более быстрого внедрения новых информационных услуг, эффективного использования дисковых систем хранения данных для любых серверов, подключенных по Ethernet (не только FC), а также административных ресурсов, необходимых для управления данной инфраструктурой.
КУРС НА ПОЛНУЮ ОТКАЗОУСТОЙЧИВОСТЬ
АВТОВАЗ планирует применять решение HNAS для хранения архивных данных и части данных резервных копий. При этом предполагается активно использовать появившиеся в HNAS возможности по блочной дедупликации данных, что должно существенно снизить потребности в объемах для хранения подобного вида информации. Что касается планов по модернизации платформы, то с ростом объемов данных компания решила перейти на использование доступа к HNAS по сетевым интерфейсам с пропускной способностью в 10 Гбит/с вместо текущих 1 Гбит/с. Кроме увеличения объемов хранимых данных и наращивания производительности, планируется размещение системы на двух независимых площадках для организации полностью катастрофоу-стойчивого решения.