Не все технологические и деловые процессы пригодны для автоматизации, так что высококвалифицированные специалисты могут быть уверены в том, что их рабочие места в безопасности |
Роботы пылесосят полы, пакуют коробки на складах и выигрывают в телевикторинах. А скоро они могут отобрать работу у поставщиков услуг офшорного аутсорсинга.
Молодая британская компания Blue Prism предлагает инструментарий и методологию разработки программного обеспечения, предоставляющие бизнес-пользователям возможность создания программных «роботов», которые автоматизируют выполнение бизнес-процессов, контролируемых правилами.
В Blue Prism принцип действия своей системы называют роботизированной автоматизацией. Джеймс Слейби, директор по исследованиям компании HfS Research, которая занимается изучением рынка аутсорсинга, называет технологию одновременно новейшим инструментом для глобальных поставщиков бизнес-услуг и убийцей офшорного аутсорсинга.
«Система Blue Prism автоматизирует всевозможные бизнес-функции — работа, которую обычно выполняют люди, реализуется в программном обеспечении, — объясняет Слейби. — Такое ПО, действуя практически автономно, выполняет интерпретацию и ввод данных за человека».
Лучше всего система подходит для рутинной работы, не требующей большого интеллекта. В качестве примера Слейби приводит заполнение полей в приложении по расчету премий, когда требуется доступ к трем разным системам, но ничего не нужно анализировать. По его словам, подойдет любая «рутинная работа, которую поручают 'операторам ЭВМ' и ИТ-сотрудникам из числа новичков».
«Наши программные роботы воспроизводят деятельность реальных людей — программы точно так же обучаются и проходят ту же проверку системой, что и пользователи, чтобы защитить целостность транзакций и данные заказчика», — утверждает Пэт Гири, директор по маркетингу Blue Prism.
По его словам, в отличие от средств создания скриптов и макросов, система Ble Prism ориентирована на масштабируемую автоматизацию корпоративных процессов «в крупнейших операционных отделах».
Но создание программных работников обещает обходиться гораздо дешевле, чем традиционные внутрикорпоративные проекты разработки.
«При осуществлении таких проектов вначале выполняется оценка, затем решение проектируется, создается, тестируется и внедряется разработчиками и специалистами по поддержке, — отмечает Гири. — Из-за большого объема ресурсов, который требуется таким проектам, обслуживать менее глобальные запросы на автоматизацию становится экономически невыгодно. Так что для работ по вводу данных единственным вариантом, доступным предприятиям, остается недорогой офшорный аутсорсинг».
В Blue Prism утверждают, что ее роботизированные «эквиваленты полных штатных единиц» обходятся втрое дешевле, чем офшорные работники. А когда заказчик освоит систему, на что уходит два-четыре месяца, он cможет быстро наращивать возможности виртуальных работников. На сегодня, сообщают в Blue Prism, уже около тысячи программных роботов действуют у заказчиков, среди которых такие компании, как Telefonica, Fidelity Investments и Experian.
Сегодня люди, завтра роботы
Американская компания IPSoft позиционирует себя в качестве провайдера автономных ИТ-сервисов. Как полагают в IPSoft, инфраструктура завтрашнего дня будет управляться уже не людьми, а экспертными системами.
Созданная в компании самоуправляющаяся система IPCenter способна распознавать, диагностировать, устранять и переадресовывать события и инциденты, обучаться на опыте и заносить полученные знания в совместно используемую библиотеку. Компания также осваивает автоматизацию бизнес-процессов.
«Самоуправляющиеся системы избавят человечество от скучной повседневной работы, — уверен Джонатан Крейн, директор по коммерции IPSoft. — Это касается не только технической поддержки, но и любых однообразных бизнес-процессов. У индийских поставщиков услуг аутсорсинга подобную работу выполняют тысячи людей, но у этих компаний высокая текучесть персонала и растущие из-за инфляции тарифы. Офшорный аутсорсинг, широко применяемый для снижения расходов на бизнес-процессы, благодаря самоуправляющимся системам уйдет в прошлое».
Всего за год один из корпоративных заказчиков Blue Prism, у которого раньше 10 тыс. серверов обслуживались людьми, автоматизировал 75% задач управления и устранения неисправностей и снизил численность операционного персонала вдвое, утверждает Крейн. А компания из отрасли финансовых услуг интегрировала IPCenter в свою платформу трейдинга для диагностики и исправления сбоев, сократив время устранения неисправностей с 40 минут до 40 секунд.
Как полагает Слейби, компании вроде IPSoft и Blue Prism, с одной стороны, создают серьезную угрозу для поставщиков услуг аутсорсинга, а с другой — дают им возможность взять на вооружение совершенно новые технологии.
Задачи, выполняемые программными роботами и самоуправляющимися системами, — это «потогонная» часть работы операционных отделов и ИТ-департаментов, из-за которой усугубляется проблема с текучестью персонала в индустрии аутсорсинга, полагает Слейби. Роботы же, по его мнению, — это новый инструмент глобального аутсорсинга, который позволит поставщикам услуг вести конкурентную борьбу за сделки на основе тарифов.
Действительно, как у Blue Prism, так и у IPSoft в числе заказчиков есть поставщики ИТ-услуг и консалтинговые агентства, которые с помощью новой технологии быстро и недорого автоматизируют рабочие и технологичекие процессы своих клиентов. Более того, появляются новые поставщики подобных инструментов. «Такие системы — логическое продолжение развития сред разработки ПО, повышения уровня абстракции по сравнению с машинным кодом», — полагает Слейби.
Внимание, опасность!
Но у отрасли роботизированной автоматизации есть и свои сложности. «Из-за новизны технологии и короткого послужного списка поставщиков ее трудно предлагать консервативным, избегающим рисков корпоративным заказчикам, — считает Слейби. — Кроме того, корпоративные отделы ИТ могут не воспринять новый инструмент. ИТ-работники обычно не любят ПО, разработанное не под их контролем, к тому же на фоне новой системы они сами могут выглядеть неисполнительными с точки зрения бизнес-менеджеров».
Надо отметить, что не все ИТ- и бизнес-процессы пригодны для автоматизации. «Бизнес-процессы, требующие проницательности, свойственной только человеку с многолетним опытом, подходят для автоматизации меньше, — уверен Слейби. — Так что высококвалифицированные специалисты могут быть уверены в том, что их рабочие места в безопасности».