Воздушно-космическая связь




На транзитных авиалайнерах, пролетающих над Россией, скоро появится спутниковый Интернет для пассажиров

10:15 16.02.2011   |   1890 |  Алексей Есауленко |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Российский спутниковый оператор «РуСат» предоставит компании Panasonic Avionics услуги связи для организации коммуникационных сервисов на борту транзитных самолетов, пролетающих над территорией России.

Сергей Алымов: «Ни «РуСат», ни Panasonic не планируют предоставлять услуги авиапассажирам»
Сергей Алымов: «Ни «РуСат», ни Panasonic не планируют предоставлять услуги авиапассажирам»

Российский спутниковый оператор «РуСат» предоставит компании Panasonic Avionics услуги связи для организации коммуникационных сервисов на борту транзитных самолетов, пролетающих над территорией России. Стороны заключили между собой долгосрочный договор, согласно которому «РуСат» передаст в аренду Panasonic широкополосный канал связи между земной станцией сопряжения в Москве и самолетами международных авиакомпаний, оборудованных специальными системами связи. Подробности этого соглашения были обнародованы 15 февраля на пресс-конференции «РуСат».

Как сообщил Сергей Алымов, генеральный директор «РуСат», контракт действует до конца 2015 года, то есть до момента, когда выработает свой ресурс спутник связи «Ямал-201», задействованный в проекте. Этот космический аппарат принадлежит российскому оператору спутниковой связи «Газком», у которого «РуСат» и приобрел необходимую Panasonic канальную емкость в Ku-диапазоне.

По словам Алымова, ни «РуСат», ни Panasonic не планируют предоставлять услуги авиапассажирам. Оба участника проекта играют в нем совсем иные роли. Первый всего лишь обеспечивает канал связи над российской территорией и сопряжение с приграничными спутниковыми сетями для тех провайдеров, которые готовы развернуть коммуникационные сервисы в транзитных авиалайнерах. Второй берет на себя функции интегратора и поставщика необходимого оборудования, услуг и контента. У Panasonic уже имеются контракты со спутниковыми операторами для организации космической связи на самолетах по всему миру, лишь российская территория оставалась на этой карте сервисного покрытия белым пятном.

Сигнал спутника «Ямал-201» охватывает практически всю территорию страны. Входя в зону его действия, спутниковые станции на самолетах будут автоматически переключаться на российский луч. К формируемому каналу связи можно будет через модем подключать различных провайдеров, предоставляя пассажирам мультимедийные сервисы. На борт каждого самолета, подключенного к системе, предполагается направить канал пропускной способностью 1 Мбит/с, производительность обратного канала составит 200 Кбит/с. В дальнейшем, по мере развития сервиса, пропускная способность соединительных линий будет увеличена.

Panasonic имеет в своем распоряжении готовые типовые решения по организации связи в полете для лайнеров различного класса. Комплект необходимого оборудования в общих чертах выглядит так: терминал спутниковой связи марки iDirect; портативная высоконадежная антенна (монтируется на фюзеляже, являясь одним из наиболее дорогостоящих элементов системы); медиасервер (способен поддерживать мультивещание на борту в реальном времени); пикосоты для организации мобильной телефонии, а также станции Wi-Fi для раздачи беспроводного Интернета.

Установка одного подобного комплекта на самолет может обойтись авиакомпании в сотни тысяч долларов. Поэтому предоставление связи в полете до сих пор остается нишевой услугой из премиальной категории. Как показывает практика, инвестиции в организацию подобного сервиса окупаются не всегда. Достаточно вспомнить о коммерческом фиаско проекта Connexion by Boeing, просуществовавшего с 2003-го по 2006 год.

Эта инициатива предусматривала создание унифицированной глобальной платформы предоставления коммуникационных услуг для авиапассажиров. В ходе ее реализации корпорация Boeing развернула наземные станции сопряжения и оснастила значительное число воздушных лайнеров оборудованием космической связи, взяв на себя основное бремя расходов по организации сервиса. Из-за низкой коммерческой отдачи через три года после старта проект был фактически приостановлен – сейчас сервис действует только на территории США и в значительной степени финансируется правительственными структурами страны, которым бесперебойная связь необходима даже в воздухе.

Кстати, российским партнером в проекте Connexion by Boeing выступала та же компания «РуСат», и даже спутник использовался тот же — «Ямал». Оправдает ли себя аналогичная затея компании Panasonic Avionics? Успеху этого предприятия могут способствовать несколько факторов. Во-первых, в своем проекте Panasonic опирается на существующую наземную инфраструктуру партнеров, таких как «РуСат», благодаря чему начальные инвестиции в проект удалось значительно снизить (показательно, что на первых порах у российских партнеров был арендован скромный канал шириной всего в 1 Мбит/с). Во-вторых, потенциальная клиентская база сервиса значительно выросла, поскольку постоянное подключение к Сети для многих уже не мода, а обыденность, привычка. И в-третьих, Panasonic Avionics имеет очень прочные позиции в авиационной индустрии. Компания начинала как поставщик дисплеев, монтируемых в пассажирские сидения, а сегодня ее интересы и возможности охватывают наиболее перспективные направления развития отрасли — от кастомизации контента для развлечения авиапассажиров, до организации спутниковой связи на борту самолетов.


Теги: