Бертолд Хорн, специалист по системам компьютерного зрения из МТИ, разработал алгоритм устранения нестабильностей скорости движения потоков автотранспорта. Исполнять алгоритм, по его мнению, можно было бы на видоизмененных системах адаптивного круиз-контроля, которые должны будут одновременно оценивать скорость автомобиля, движущегося впереди вас, а также едущего позади. Если постоянно находиться примерно посередине, то не придется слишком резко тормозить, если замедляется передний автомобиль, а кроме того, снижается вероятность передачи замедления заднему, полагает Хорн. Нестабильности потока движения, добавляет он, возникают, поскольку резкие замедления возрастают по мере передачи от виновника следующим за ним автомобилям.
![]() |
Модель нестабильного движения; на второй минуте включается алгоритм стабилизации. Источник: Berthold Horn |
Хорн построил математическую модель нестабильного дорожного движения, воспользовавшись уравнениями затухающих волн, и разработал алгоритм стабилизации этой системы с применением стандартных методов теории управления, в частности, функции Ляпунова. По утверждению ученого, алгоритм будет действовать при любых сочетаниях быстроты реакции водителей, желаемой скорости передвижения и других параметров; меняться при этом будет лишь то, насколько быстро достигается стабилизация. Обязательным условием работоспособности алгоритма, однако, будет его исполнение большой долей машин в потоке.
До этого исследователь работал над методами оценки расстояния до объектов с использованием видеокамер. В частности, создан способ довольно точной оценки соотношения скорости передвижения объекта и расстояния до него с помощью всего одной камеры. Хорн надеется воспользоваться результатами этой работы для создания недорогостоящих двунаправленных систем круиз-контроля, не полагающихся на лазерные дальномеры.