19:57 05.06.2013 |   1433

Рубрика Автоматизация предприятий



Совокупный ущерб от применения модели «слепых» государственных закупок за 2012 год составил 874 млн руб. В результате искажений информации о проводимых закупках ее практически невозможно найти, если заранее не знать о проведении закупки. Поэтому зачастую в таких торгах участвуют только «свои» поставщики.

Совокупный ущерб от применения модели «слепых» государственных закупок за 2012 год составил 874 млн руб. В аналитическом докладе, подготовленном Национальной ассоциацией институтов закупок, говорится о наличии искажений в информации о проводимых закупках, допускаемых с целью ограничения конкуренции. В результате таких искажений информацию о закупке практически невозможно найти, если заранее не знать о ее проведении. Поэтому в таких торгах участвуют только «свои» поставщики.

Самыми популярными способами искажения информации о закупках являются замена кириллических букв в названии закупки на аналогичные по написанию латинские, опечатки и ошибки в ключевых словах, определяющих предмет закупки, разделение букв в составе слова пробелами или другими знаками, замена букв на похожие по написанию цифры.

Доля государственных закупок с искажениями информации незначительна по сравнению с их общим объемом. Потенциальные потери бюджета не превысили 0,15% от общего объема госзакупок. Однако существование подобного явления эксперты назвали «вопиющим фактом пренебрежения к закону со стороны чиновников» и поэтому требующим полного искоренения.

В результате выборочного анализа за 2012 год было обнаружено?662 закупки, имеющие признаки умышленного сокрытия информации. В таких процедурах участвовал только один потенциальный поставщик. Еще около 2,5 тыс. закупок содержали искажение информации, а около 9 тыс. закупок имели единичные нарушения – ошибки в одном слове. Наибольшее число нарушений приходится на Дагестан, Санкт-Петербург, Московскую и Новосибирскую области, а также Башкортостан.

Конечно, ошибки не всегда являются следствием злонамеренных действий заказчиков и влекут за собой ограничение конкуренции. Поэтому была проанализирована связь между умышленным искажением информации, предположительным сговором заказчика с одним из поставщиков, и ценой заключаемого контракта. В среднем снижение цены контракта от начальной цены по закупкам, имеющим признаки умышленного сокрытия информации, составило 0,79%. В аналогичных, но «прозрачных» торгах этот показатель составляет 5,83%.

В ходе исследования эксперты разработали методические рекомендации по проверке соблюдения требований законодательства при размещении заказчиками информации о закупках на официальном сайте. Кроме того, они рекомендовали ФАС России внедрить в практику контрольной работы мониторинг информации о закупках на предмет возможного ее искажения. Федеральному казначейству, в свою очередь, рекомендовано разработать и внедрить технические способы мониторинга искажения информации о закупках с возможностью немедленного уведомления контролирующих органов.

При создании единой информационной системы новой контрактной системы авторы исследования предложили предусмотреть наличие внутренних алгоритмов поиска подобных искажений, не позволяющих публиковать информацию с ошибками или маркирующих ее для всеобщего ознакомления.


Теги: Автоматизация предприятий