Начало восхождения Apple на нынешнюю вершину связывают с разными событиями — с возвращенем Стива Джобса в компанию, когда она приобрела NeXT в 1997-м, с дебютом первого iMac в 1998-м, с выходом Mac OS X в 2001-м. Но реальная дата начала этого пути — 23 октября 2001 года, день, когда Apple представила продукт, которого никто от нее не ожидал, аудиоплеер iPod.
Это выглядело странным, учитывая, что до того Apple была известна как производитель персональных компьютеров. Это была эпоха расцвета нелегального обмена музыкой в формате MP3 через одноранговые сети вроде Napster, LimeWire и Kazaa, но уже два года спустя Apple сделала еще один судьбоносный ход, создав магазин iTunes Store для легального приобретения цифровой музыки.
До iPod большинство MP3-плееров были либо громоздкими дисковыми, либо на флеш-памяти небольшой емкости, в среднем 32 Мбайт, чего хватало для записи лишь нескольких треков. Первый iPod же был оснащен жестким диском емкостью 5 Гбайт. Плееры с жесткими дисками тогда тоже уже были, но iPod выделялся среди них удобным интерфейсом управления в форме колеса.
Устройство было недешевым — его цена в США составляла 399 долл., однако плеер быстро завоевал широкую популярность, особенно после того, как в 2002 году он стал совместимым с Windows. Прошло пять лет со времени выпуска первого iPod, а плеер все еще оставался самым узнаваемым продуктом Apple. Многие пытались нажиться на его успехе, предлагая различные устройства с префиксом i в названии, аксессуары и аудиосистемы с коннекторами для iPod. Многие выпускали копии белых наушников Apple, которыми комплектовался плеер.
Казалось, что iPod стал вершиной для компании, однако его эпоха продлилась меньше десяти лет. После первой модели вышли несколько доработанных, появились новые варианты: iPod mini, nano и shuffle. А через шесть лет после выхода первоначального iPod появился iPhone, в котором iPod «прожил» еще какое-то время в виде значка на экране.
Выпуск полноразмерного iPod прекратился в 2014 году после пяти лет отсутствия обновлений, nano и shuffle продержались до 2017-го. До сих пор существует iPod touch, но он больше похож на iPhone, чем на своих предшественников.
В 2008 году, на пике популярности iPod, Apple продала 54,8 млн устройств. Сегодня компания уже не отчитывается об объеме продаж в штучном выражении, но во второй половине 2010-х аналогичное количество экземпляров iPhone продавалось в среднем каждый квартал. Легко понять, почему: iPod был устройством для развлечений, предметом роскоши, а смартфон для многих — необходимость.
Через 20 лет после появления iPod может казаться странным, что когда-то главным продуктом Apple было устройство для прослушивания музыки. Однако именно ему удалось сделать бренд Apple гораздо более узнаваемым и проложить путь к ее дальнейшим успехам, так что не появись тогда этот небольшой белый «кирпичик», возможно, не было бы сегодня ни iPhone, ни iPad, ни Apple Watch.