«Яндекс» рекомендует «Дзен»

Персональная лента рекомендаций интересного пользователю контента поддерживается в версиях «Яндекс.Браузера» для мобильных устройств под управлением Android и iOS, а также в десктопной версии для ПК под Windows


09:34 09.06.2016  (обновлено: 22:17 01.07.2016)   |   2589 |  Людмила Мурзина |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Компания сообщила об официальном запуске рекомендательного сервиса «Дзен», предлагающего пользователю контент исходя из его персональных предпочтений.

Спустя год после начала тестирования сервиса «Яндекс.Дзен» персональная лента рекомендаций официально появилась в «Яндекс.Браузере». Она доступна в версии приложения для мобильных устройств под управлением Android и iOS, а также в десктопной версии для ПК под Windows. Кроме того, пользователи смогут получить доступ к веб-версии сервиса через любой браузер.

Как рассказал руководитель сервиса «Яндекс.Дзен» Виктор Ламбурт, персональная лента рекомендаций будет доступна на стартовой странице «Яндекс.Браузера». При ее составлении будут учитываться два источника данных — логи самого браузера, а также реакция пользователя на предложенный ему контент (чтобы его оценить, можно нажать соответствующую иконку, также можно запретить показывать информацию с определенного ресурса и задать предпочтения при первом использовании сервиса).

Для того чтобы определить точно интересы пользователя, требуется не слишком много времени: как уточнил Ламбурт, период тестирования показал, что за неделю работы CTR (click-through rate, показатель «кликабельности», который определяется как отношение числа кликов на ссылку к количеству показов) увеличивается вдвое, а за месяц — возрастает в четыре раза.

Сама лента представляет собой набор карточек, изредка перемежающихся рекламными объявлениями (сейчас для их показа используется «Яндекс.Директ»). Карточка содержит анонс материала и фото, а при клике на нее пользователь попадает непосредственно на страницу ресурса. Это может быть интернет-СМИ, развлекательные порталы, а также некоторые соцмедиа. Как уточнил Ламбурт, сейчас сервис «понимает» записи с LiveJournal, а также некоторые частные блоги (так называемые standalone). В будущем к ним добавятся Tumblr, Medium и другие популярные блог-хостинги. Также «Яндекс» ведет переговоры с популярными соцсетями, включая Facebook и «ВКонтакте» и экспериментирует с разными форматами рекомендаций по соцсетям, но оптимальный формат взаимодействия пока не найден, признал Ламбурт.

Сервис «Яндекс.Дзен» работает на основе данных из глобального поискового индекса «Яндекса» и использует технологии искусственного интеллекта, в том числе технологию обработки естественного языка и компьютерное зрение. Это помогает автоматически анализировать контент (как текстовый, так и мультимедийный), выделять ключевой смысл и сортировать его по темам. Собранные данные обрабатываются с помощью рекомендательной технологии «Диско», основанной на алгоритме машинного обучения MatrixNet, и выдаются пользователю в виде индивидуально настроенной ленты.

Как отметил руководитель «Яндекс.Браузера» Роман Иванов, за 25 лет существования веб-браузеры существенно изменились, перестав быть просто программой для отображения веб-страниц. Современный браузер, по словам Иванова, должен уметь помогать пользователю в поиске, подсказывая популярные запросы и даже давая тут же ответы, «помнить» востребованные пользователем сайты, защищать пользователя от различных угроз — вирусов, фишинга, платных подписок и т.д. В эту концепцию «умного браузера» полностью ложится и сервис «Яндекс.Дзен», отметил Иванов.

По словам Иванова, с системой рекомендаций экспериментируют многие компании: так, существуют редакторские подборки MSN в браузере Microsoft Edge, а Opera предлагает пользователю популярные в его стране материалы. Однако в большинстве браузеров, включая Google Chrome, Firefox, Internet Explorer и Safari, пока нет рекомендаций контента, хотя работы в этом направлении ведутся.

Таким образом, подчеркнул Иванов, «Яндекс.Браузер» стал первым браузером, где был реализован полномасштабный рекомендательный сервис, учитывающий предпочтения конкретного пользователя. Это, добавил Ламбурт, делает новый сервис крайне привлекательным в глазах рекламодателей и открывает широкие возможности для его монетизации. Наличие «Яндекс.Дзен», по его словам, повышает интерес к сотрудничеству с «Яндексом» и у производителей мобильных телефонов, особенно учитывая тот факт, что уже сейчас «Яндекс.Браузер» с лентой рекомендаций доступен в 24 странах на 15 языках (это, по подсчетам «Яндекса», примерно половина всех интернет-пользователей в мире). Сейчас, сообщил Ламбурт, компания ведет ряд переговоров с производителями мобильных устройств о предустановке в последние «Яндекс.Браузера», однако каких-либо подробностей об этом в «Яндексе» пока не разглашают.


Теги: Яндекс Машинное обучение
На ту же тему: