Ученые Ланкастерского университета и компании Small World Consulting опубликовали исследование, в котором они показывают, что доля информационно-коммуникационных технологий в общемировом объеме выбросов парниковых газов, по-видимому, больше предыдущих оценок, по которым этот показатель находится на уровне 1,8-2,8%.
Авторы отмечают, что в предыдущих оценках не учитывались полный жизненный цикл и цепочка поставок ИКТ-продуктов и инфраструктуры, в том числе энергозатраты на производство; выбросы углерода, связанные со всеми комплектующими ИТ-оборудования, и углеродный след его производителей; энергия, расходуемая при использовании оборудования; а также утилизация по окончании срока службы.
По подсчетам исследователей, истинная доля выбросов из-за ИКТ может составлять приблизительно 2,1-3,9%. Для сравнения, аналогичный показатель для индустрии авиаперевозок составляет около 2%.
Авторы также отмечают, что современные тенденции в мире ИКТ — большие данные, искусственный интеллект, блокчейн и криптовалюты создают риск существенного роста парникового следа индустрии.
В исследовании также рассматривается влияние ИКТ на остальные отрасли экономики. Принято считать, что ИТ повышают эффективность многих отраслей, способствуя уменьшению общего выброса парниковых газов. Однако, как отмечают исследователи, история показывает обратное — с ростом эффективности ИКТ увеличивается и их доля в общемировом выбросе парниковых газов. И, несмотря на повышение эффективности и продуктивности других отраслей благодаря ИКТ, общие выбросы парниковых газов неуклонно увеличиваются. Это можно отнести на счет эффекта рикошета, когда с повышением эффективности возрастает и спрос, отмечают авторы.
Международное энергетическое агентство в мае 2021 года опубликовало доклад, согласно которому к 2050 году в мире нужно достичь углеродной нейтральности (нулевого чистого выброса парниковых газов), чтобы удерживать всемирное потепление на уровне ниже 1,5 °C. По оценкам авторов критического исследования, достигнуть этой цели будет непросто: понадобится беспрецедентная координация между ИКТ и законодательными органами в деле подготовки соответствующего плана; у участников отрасли ИКТ должны быть юридически обязывающие цели по достижению углеродной нейтральности с учетом выбросов цепочки поставок; а кроме того, чтобы ограничить лавинообразный рост потребности в данных, обществу, возможно, понадобится задуматься о назначении приоритета некоторым применениям ИКТ перед остальными с учетом наличия множества конкурирующих за ИТ-ресурсы задач, включая связь, развлечения, Интернет вещей, искусственный интеллект, майнинг криптовалют и др.
Авторы напоминают, что ряд технологических гигантов дали обещания уменьшить свой углеродный след, но отмечают, что этих целей и саморегулирования отрасли может быть недостаточно для достижения нейтральности к 2050 году. По мнению исследователей, для предотвращения эффекта рикошета нужно ввести глобальные лимиты выбросов — тогда экономический эффект, достигаемый благодаря ИКТ, не приведет к росту выделения парниковых газов. И наконец, по мнению авторов, не стоит сильно полагаться на возобновляемую энергетику при прогнозировании будущих выбросов, учитывая ограниченную доступность некоторых ресурсов, например серебра, которое используется при изготовлении солнечных панелей.