Количество пользовательских ПК на кемеровском предприятии «Азот» исчисляется многими сотнями, причем эти рабочие станции размещаются на множестве производственных площадок, расположенных на достаточно большой территории. Обслуживание и модернизация такого парка ПК прежде оборачивались заметными расходами: требовались регулярные закупки большого количества комплектующих, тратилось много времени на обслуживание ПК системными администраторами, к тому же риск возможных утечек информации, относящейся к коммерческой тайне, был весьма существенным.
На предприятии задумались об оптимизации инфраструктуры рабочих станций сотрудников. Первоначально в качестве замены прежним ПК рассматривалась инфраструктура, предоставляющая ресурсы по модели HDI (Hosted Desktop Infrastructure), но затем, после консультаций со специалистами компании Softline, было решено переходить на технологию виртуальных рабочих столов (VDI, Virtual Desktop Infrastructure). Для реализации проекта заказали необходимое серверное оборудование, включая платформу для него, и системы хранения.
Кемеровский «Азот» — одно из крупнейших предприятий химической отрасли России, специализирующееся на производстве азотных удобрений и аммиачной селитры сельскохозяйственного и промышленного применения, а также капролактама. У завода долгая и богатая событиями история. Предприятие и его продукция неоднократно становились лауреатами различных конкурсов. Кемеровский «Азот» входит в состав компании «СДС Азот», одного из российских лидеров по производству азотных удобрений. Основными потребителями продукции являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия более 40 стран мира.
В рамках стратегии цифровой трансформации
«Кемеровский “Азот” взял курс на цифровую трансформацию, чтобы получить новые конкурентные преимущества, сделав ставку на использование современных информационных систем, позволяющих решать весь комплекс задач управления на всех его уровнях, — рассказывает Михаил Поспелов, начальник управления информатизации и связи КАО «Азот». — Повысить производительность стационарных рабочих мест и оптимизировать ресурсы для их обслуживания предприятию помогла технология VDI».
На основе данных, полученных в процессе аудита инфраструктуры предприятия, специалисты Softline предложили стратегию замены реальных ПК на виртуальные рабочие столы.
Первым этапом проекта стало изучение возможных способов организации рабочих столов пользователей: сравнивались классический способ, а также HDI, VDI и другие. В частности, была проведена оценка стоимости владения при использовании различных вариантов. Основным фактором экономической целесообразности перехода стало сокращение затрат на обслуживание рабочих мест: виртуальные машины создаются для каждого нового пользователя очень быстро, обновление ПО и инсталляция какого-либо дополнительного софта происходят также быстро, при этом надежность рабочего места становится заметно выше, поскольку образ рабочего ПК физически находится на сервере в корпоративном дата-центре с его беспрецедентными параметрами отказоустойчивости и стабильности работы оборудования. Настройка «тонкого» клиента также быстрый процесс, не требующий дополнительных усилий. Применение VDI избавляет от множества длительных и дорогих бизнес-процессов, связанных с перемещением ПК или его компонентов к пользователю или в мастерскую, аварийного восстановления данных (в случае, если что-то пошло не так), оплаты рабочего времени ИТ-специалистов и пр. Также исключен риск потерь времени, которое пройдет с момента возникновения неисправности ПК до полного восстановления работоспособности компьютера пользователя.
Следующим этапом проекта стала сборка стенда с целью проверки выбранного варианта VDI. Затем команда проекта подготовила технико-экономическое обоснование и провела защиту варианта с виртуальными рабочими столами. После этого специалисты осуществили проработку конфигурации, закупку серверов, платформы под них и системы хранения данных, а затем провели их настройку.
«Виртуальные рабочие столы используются параллельно с уже давно работающими серверами удаленных рабочих столов (ранее службы терминалов). Технологии чем-то похожи, но принципиальное отличие в том, что для пользователя создается “персональное” окружение, а не общий терминальный сервер. Это позволяет использовать как разный набор программного обеспечения, так и разный набор аппаратных ресурсов. В перспективе предполагаем перевод большой части таких пользователей на VDI. Шаблоны позволяют гибко манипулировать настройками. Например, “переустановка” ОС сводится просто к выбору другого шаблона, а если специализированное ПО плохо работает, парой щелчков можно вернуть предыдущую версию ОС», — поясняет Антон Семенов, ведущий специалист сектора системного администрирования.
Фундамент VDI — от проверенного производителя
Серверная платформа НРЕ Synergy 12000 — производительная, компактная и высокомасштабируемая компонуемая система |
За основу инфраструктуры для развертывания VDI была взята платформа НРЕ Synergy 12000. «На предприятии накоплен богатый опыт использования и сопровождения оборудования HPE: почти все серверы, системы хранения и другие важные компоненты ИТ-инфраструктуры — продукция этого производителя. Мы убедились в их отличной конфигурируемости, высоких производительности, надежности и уровне поддержки, поэтому и новые компоненты выбирали в первую очередь из портфеля этого вендора. Создавать “зоопарк” оборудования особых причин не было, — пояснил Михаил Ильиных, заместитель начальника отдела ИТ. — Кроме того, мы сравнивали стоимость схожих конфигураций систем других вендоров. При близких ценах у варианта HPE были выше производительность и потенциал для расширения. К тому же предложение HPE включало все дополнительное оборудование, необходимое для того, чтобы встроить новую систему в существующую инфраструктуру нашего предприятия. Этот аспект, кстати, не был учтен в предложениях других вендоров».
Основной выбор производился между серверами, монтируемыми в стойку, блейд-системами и компонуемой инфраструктурой. В конечном итоге выбор был сделан в пользу решения на платформе НРЕ Synergy 12000 — производительной, компактной и высокомасштабируемой компонуемой системы. «Коллеги из HPE рекомендовали нам ее в том числе как перспективного преемника блейд-систем семейства C7000, обладающего гораздо большим потенциалом роста, гибкостью и готового к созданию современных решений на его базе», — отметил Михаил Ильиных. Специальный компонент — Synergy Composer — позволяет прозрачно сшивать до 20 корзин в единое целое. «Вычислители» (именно так здесь стали называть серверы) готовы к установке новейших процессоров, TDP которых не позволяет использовать их в более ранних «блейдах». Конфигурацию новой системы подбирали совместно со специалистами Softline.
В перспективе флеш-массив HPE StoreServ 3PAR 8200 планируется масштабировать и использовать для работы не только VDI, но и ряда других приложений |
В качестве системы хранения данных был выбран флеш-массив HPE StoreServ 3PAR 8200. «На предприятии уже применяются СХД 3PAR, они отлично вписались в существующую инфраструктуру и прекрасно работают, обеспечивают большую скорость передачи и высокую эффективность хранения информации, поэтому мы не увидели причин для создания разнородной среды хранения», — прокомментировал Михаил Ильиных. Конфигурацию новой СХД также выбирали совместно с Softline, исходя из усредненных требований к рабочему столу.
В перспективе планируется масштабировать массив и использовать его для работы не только VDI, но и ряда других приложений, в том числе ERP-системы «Галактика». «Покупка второй такой системы хранения даст возможность в будущем организовать метрокластер, который позволит свести к минимуму простои бизнес-процессов», — добавил Дмитрий Изонин, региональный менеджер по развитию продаж решений НРЕ компании Softline.
Для организации виртуальных рабочих столов выбрана кроссплатформенная система с открытым кодом для управления виртуализацией oVirt, разработанная компанией Red Hat. В перспективе планируется осуществить переход на Red Hat Virtualization (RHV) — комплексное решение с открытым кодом для управления виртуализацией серверов и рабочих станций, созданное на базе гипервизора KVM (Kernel-based Virtual Machine) и системы oVirt.
В качестве терминалов VDI используются имеющиеся ПК, ставшие бездисковыми рабочими станциями. «Жесткий диск — достаточно дорогой компонент ПК, а в случае поломки он становится дополнительным фактором риска с точки зрения сохранности информации. Чтобы этот риск исключить, мы организовали централизованное хранение данных. Помимо прочего, это избавило нас от необходимости делать резервные копии рабочих станций на местах, разворачивать образы дисков и переносить данные на новые ПК или диски», — отметил Михаил Ильиных.
Чтобы повысить надежность сети передачи данных, требования к которой становятся более жесткими, параллельно ведется проект по резервированию магистральных линий передачи данных и систем электропитания.
«У нас богатый опыт общения с HPE, поэтому никаких сложностей не было. Все работает именно так, как и ожидалось, — прокомментировал Михаил Ильиных. — Правда, некоторые коллеги поначалу чувствовали себя дискомфортно, понимая, что приложения реально работают не на их ПК, а где-то на сервере. Но те пользователи, которые хотят, чтобы приложения работали быстрее, уже предпочитают запускать их на базе VDI».
Завершенный к настоящему времени пилотный проект VDI на Кемеровском «Азоте» охватил 300 пользователей. В дальнейшем их число увеличится еще на нескольких сотен. Впрочем, на ряде рабочих мест использование «толстых» клиентов (как нередко называют «классические» ПК) будет продолжаться — они сохранятся у пользователей, чьи ключевые приложения генерируют большие объемы данных (например, графику или видео), которые не годятся для обработки на сервере. Работа графических приложений хотя и возможна с применением специализированных графических карт от NVidia, но в нашем проекте оказалась экономически нецелесообразной.
Результаты и перспективы
Как смогли убедиться специалисты компании, использование виртуальных рабочих столов сокращает расходы на эксплуатацию распределенной по большой территории предприятия инфраструктуры ПК. Кроме того, они заметно повышают производительность труда сотрудников: пользователи, работающие на основе VDI, уже убедились в том, что виртуальные компьютеры работают раза в два быстрее, чем ПК, которые были у них прежде. При этом время отклика приложений ниже и задачи сотрудников решаются быстрее. «В выборке, используемой для тестирования решения, наблюдается в среднем двукратный прирост скорости работы ресурсоемких задач по сравнению с современным “классическим” десктопом», — подтвердил Михаил Ильиных. Также на несколько процентов снизились простои пользователей из-за поломок ПК: вместо вышедшей из строя рабочей станции сотруднику устанавливается и быстро подключается другая.
«Имея продолжительный опыт работы с разным оборудованием, от решения HPE мы ожидаемо получили традиционно высокие и прогнозируемые быстродействие и технические характеристики, а также отличный сервис и высокое качество, — резюмировал Михаил Ильиных. — Заложенный в оборудование потенциал шире раскроется при дальнейшем масштабировании системы. Важно отметить, что платформа Synergy будет использоваться не только и не столько для VDI, сколько в качестве вычислительной основы для новых проектов в свете цифровой трансформации предприятия, когда потребность в вычислительных ресурсах возрастет многократно».
Команда проекта
Со стороны Кемеровского «Азота» в проекте работала следующая группа специалистов:
Михаил Ильиных, заместитель начальника отдела ИТ: разработка идеи, руководство проектом, подбор оборудования, настройка всей инфраструктуры (сети, серверы, виртуализация, вспомогательные сервисы, разработка шаблонов) |
Антон Семенов, ведущий специалист сектора системного администрирования: выступил главным тестировщиком и осуществил непосредственную миграцию пользователей и адаптацию шаблонов |
Александр Мирошниченко, специалист сектора системного администрирования: разработка ПО «тонкого клиента», автоматизация его развертывания |
Игорь Воронин, руководитель группы системного администрирования: разработка мер по безопасности виртуального окружения . |
Со стороны компании Softline в проекте приняли участие:
. | Роман Шарабарин, руководитель отдела по работе с клиентами промышленного сектора |
Дмитрий Изонин, региональный менеджер по развитию продаж решений НРЕ | |
Никита Храмов, руководитель группы продаж проектных и аппаратных решений | |
Павел Копысов, руководитель Центра компетенций инфраструктуры Сибирского федерального округа |