Цифровой дирижер: кто такой Chief Data Officer и почему он нужен вашей компании уже сегодня

19:13 26.03.2019 (обновлено: 17:03 09.07.2019)  |    10501 прочтение



Директор по данным позволяет реализовывать инновационные решения и использовать потенциал данных, которые важны в контексте повышения прибыли и дальнейшего роста бизнеса.

 

Дискуссия о важности новых технологий для бизнеса ведется уже несколько десятилетий. Тем не менее все эксперты, аналитики и практики сходятся в одном: чем бы ни занималась ваша компания, ее основной цифровой актив – это данные. Они помогают принимать решения, рассчитывать наиболее выгодные траектории развития и выстраивать стратегии. Но для того, чтобы данные работали, должен быть специалист, который мог бы ими управлять. Должность такого специалиста называется Chief Data Officer, или – директор по данным.

Gartner: к 2020 году 15% CDO займут позиции топ-менеджеров

За рубежом эта должность известна уже достаточно давно: в крупных ИТ-организациях или бизнес-корпорациях она существует на протяжении нескольких лет. Аналитики Gartner, к примеру, считают, что в ближайшем будущем в зарубежных компаниях ожидается резкий рост подобных позиций. Прогнозируется, что к 2020 году 15% таких руководителей займут позиции топ-менеджеров — директоров по маркетингу, операционных или генеральных директоров.

В России функции и полномочия Chief Data Officer официально были определены Минэкономразвития только весной 2018 года. В частности, согласно документу, директор по данным должен отвечать за разработку и реализацию стратегии цифровой трансформации, формирование корпоративного центра компетенций в сфере цифровых технологий и обеспечение лидерства в управлении изменениями, связанными с внедрением сквозных цифровых технологий. Это определение ближе к зарубежному Chief Digital Officer – директора по цифровым технологиям. Отличие между ними довольно прозрачно: например, Джо Маккендрик, независимый аналитик и автор ряда зарубежных IT-изданий, считает, что данные – это компонент более широкой инициативы – цифровизации организации. Это помогает и разделить зону ответственности двух руководителей: Chief Data Officer должен больше заботиться о данных, о том, как они создаются, обрабатываются, насколько хорошо они защищены. А директор по цифровым технологиям должен фокусироваться на общей стратегии цифровизации компании.

Компетенции и зона ответственности

Большинство экспертов сходится во мнении, что компетенции, роль и функции CDO отличаются от компании к компании в зависимости от ее потребностей. «Некоторые организации ограничивают зону ответственности CDO исключительно техническими вопросами: например, поиском данных, анализом процессов, построением архитектуры данных, управлением качеством данных, их жизненным циклом, наконец, защитой данных, – считает Юрий Скачков, генеральный директор Hitachi Vantara. – Однако сейчас лично я наблюдаю тенденцию к сближению технической и бизнес-сфер. CDO отдается больше свободы и в построении бюджета, и в разработке стратегии компании. Конечно, большинство российских компаний запускают пилотные проекты, пробуют почву. Плоды таких смелых шагов мы будем пожинать через несколько лет».

Тем не менее можно определить несколько приоритетных направлений работы, которые дублируются в разных компаниях. Так, CDO отвечает за качество данных, манипуляции над данными, управление основными данными. Также на его плечах лежат информационная стратегия, наука о данных и бизнес-анализ. Понятно, что с такими обязанностями директору по данным требуется техническое образование: например, математическое или инженерное. Далеко не лишней будет и маркетинговая подготовка, которая поможет при выстраивании бизнес-процессов и продвижении цифровых активов организации.

В каких сферах нужны?

На сегодняшний день большинство компаний задумываются только о части цифровых проектов, в особенности той из них, которые связаны с данными. С этим фактом связаны и мероприятия, направленные на освещение деятельности директоров по данным, их компетенций и опыта. Один из таких примеров – премия CDO Award 2019, вручение которой прошло в рамках форума Big Data 2019. Исходя из списка номинантов премии, можно с уверенностью сказать: CDO востребованы практически везде.

«Аналитики сходятся во мнении, что рынок вступил в стадию формирования экосистем, в рамках которых все действующие лица будут получать удобные и взаимовыгодные сервисы, — считает Азат Шамсутдинов, директор по цифровым технологиям Sever.AI. — Финтех эту стадию уже практически прошел, а остальным направлениям предстоит преодолеть этот путь. Логичным продолжателем пути пионеров становится HR-сфера, включая поиск и подбор сотрудников».

Роль CDO в современных цифровых компаниях является одной из ключевых

Полезны CDO будут и в ресторанном бизнесе. «Сеть Burger King начала бурно развиваться с 2012 года, тогда у нас было несколько десятков ресторанов и появился стратегический партнер, — рассказывает Максим Шарапов, директор департамента ИТ «Интернэшнл Ресторант Брэндс». — Получив финансирование, сеть начала экспансию. <…> Базисом всей дальнейшей работы была подготовка единого источника данных, необходимого для последующего внедрения цифровых сервисов. Мы приняли решение внедрять ERP-систему, объединив в единой базе разрозненные данные различных подразделений. Более того, ERP стала системой мастер-данных. Таким образом был создан фундамент для дальнейшей цифровой трансформации».

Но пока что наиболее востребованы CDO в финансовом секторе и в телекоме. «“Ростелеком” развивается, и бизнес прекрасно понимает вызовы, которые бросает нам рынок, — говорит Сергей Носов, директор по управлению данными ПАО «Ростелеком». — Мы понимаем, что бизнес-решения нельзя принимать, руководствуясь только опытом и интуицией. Взвешенные, оптимальные решения должны быть основаны на фактах, проверке гипотез реальными данными. Рост бизнеса, расширение продуктового ряда и всеобщая цифровизация приводят к тому, что данных становится все больше и их надо структурировать и систематизировать».

Эти и многие другие кейсы подчеркивают, что роль CDO в современных цифровых компаниях является одной из ключевых. Chief Data Officer позволяет реализовывать инновационные решения и использовать потенциал данных, которые важны не только в контексте представления компании на рынке, но и в контексте повышения прибыли и дальнейшего роста ее бизнеса.

Скачайте прямо сейчас исследование IDC «Аналитика Больших данных как инструмент бизнес-инноваций»!


Теги: Hitachi Цифровая трансформация Цифровая трансформация. Практическое руководство Hitachi Vantara Директор по данным Партнерский материал CDO Award
На ту же тему: