Лишь около 10% отечественных предприятий внедрили EAM-системы для управления своими основными фондами. По мнению Леонида Винокурова, вице-президента по развитию бизнеса компании «Интерпроком», столь низкий уровень проникновения EAM-систем объясняется тем, что многим нашим главным инженерам еще только предстоит преодолеть путь, пройденный их коллегами — финансовыми директорами, ставшими одними из ключевых заказчиков систем ERP. Главные инженеры должны осознать, что необходимо не только модернизировать физические активы, но и разумно управлять ими, оптимальным образом организуя их обслуживание и ремонты. А для этого требуются передовые цифровые технологии. Ключевую роль в стимулировании перехода на цифровой ТОиР может сыграть государство.
![]() |
Леонид Винокуров: «Предприятия окупают затраты на EAM за счет снижения расходов на ремонт и обслуживание активов, сокращения времени их простоя и уменьшения числа критических сбоев» |
- Считается, что внедрение EAM-систем существенно повышает эффективность современных организаций. Что представляет собой этот сегмент ИТ-рынка?
Для начала определимся, о каких системах идет речь. Системы управления материальными активами, или системы управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР, в западной терминологии — EAM, Enterprise Asset Management), — это автоматизированные системы управления, содержащие информацию о следующих объектах управления: производственные активы любой сложности (включая оборудование, здания, коммуникации, инфраструктуру в привязке к местоположению и спецификации); трудовые ресурсы, склады, запчасти; инциденты и отказы оборудования; рабочие задания на осмотры, диагностику, ремонт и обслуживание.
Такие системы нужны везде: в нефтегазе и энергетике, на транспорте и в промышленности, в ЖКХ, медицине, науке и госуправлении. Непосредственными пользователями ЕАМ являются планировщики работ, диспетчеры, мастера, ремонтный персонал и, конечно, руководители служб, отвечающих за содержание оборудования.
Рынок EAM структурирован и имеет долгую историю. Достаточно сказать, что Gartner формирует квадрат по EAM-системам более 15 лет. Архитектура и функциональность современных EAM-систем хорошо отработаны, лидеры известны, и здесь уже сформировался достаточно широкий спектр различных по цене и качеству предложений как от зарубежных, так и от отечественных производителей. Их выбор во многом зависит от сложности решаемых задач и объема бюджета.
Что же касается профессиональных консультантов по внедрению EAM, то, по нашим оценкам, в России таких специалистов не более 200–300. Это число соответствует текущим потребностям рынка: в среднем в год выполняются пять крупных и 50–70 небольших EAM-проектов. Конечно, этого недостаточно. Но, как показывает опыт, в условиях спроса рынок готовит ресурсы быстро, и если спрос вырастет, то и специалисты по EAM тоже вскоре появятся.
- Насколько EAM-системы распространены в России?
В недавно опубликованном НИИ ВШЭ сборнике «Цифровая экономика: 2020» дается такая оценка распространенности систем в российских организациях: ERP используется в 21,6% компаний, CRM — в 17,6%, SCM (включая EAM) — в 10,1% предприятий. Если консолидировать данные из различных ИТ-изданий и от поставщиков EAM-решений, то получается, что всего в России реализовано около тысячи EAM-проектов. Следовательно, у 90% из 10 тыс. крупнейших российских предприятий и организаций нет современных АСУ ТОиР.
В аналитическом отчете Accenture, представленном на Международном экономическом форуме в Давосе, указывается, что цифровые инновации в области управления жизненным циклом материальных активов обладают наибольшим ценностным потенциалом в мировой электроэнергетике среди всех цифровых инициатив: объем инвестиций в это направление может достичь 480 млрд долл. в течение следующих 10 лет. Предприятия окупают такие затраты за счет снижения расходов на ремонт и обслуживание активов, сокращения времени их простоя и уменьшения числа критических сбоев.
- Налицо противоречие: EAM-системы нужны всем, но у 90% российских предприятий они не внедрены. В чем причины этого и как изменить сложившуюся ситуацию?
Главная проблема в том, что российские технические руководители пока не воспринимают автоматизацию управления ТОиР как первостепенную задачу. Давайте вспомним ERP-бум начала 2000-х годов, когда внедрение систем ERP на крупных предприятиях стало для российских бизнес-лидеров жизненной необходимостью: топ-менеджеры предприятий, в особенности финансовые директора, считали установку этих систем задачей наивысшего приоритета, ведь без них невозможно подготовить качественную отчетность — бухгалтерскую, налоговую, управленческую, МСФО. А это колоссальные риски для предприятия.
Думаю, в отношении EAM главным инженерам отечественных предприятий еще предстоит преодолеть путь, пройденный российскими финансовыми директорами, ставшими одними из ключевых заказчиков систем ERP: главные инженеры должны осознать, что необходимо не только модернизировать физические активы, но и разумно управлять ими, оптимальным образом организуя их обслуживание и ремонты, а для этого требуются передовые цифровые технологии.
Сегодня в рамках национальных проектов государство инвестирует в строительство и модернизацию колоссальные средства, добивается увеличения производительности труда и повышения эффективности. Улучшение управления ТОиР, в том числе за счет внедрения EAM-систем, — это реальный путь достижения намеченных целей.
- Что могло бы стимулировать наши предприятия активнее внедрять цифровые технологии для управления активами?
Считаю, что нужно не столько стимулировать разработку EAM-систем и подготовку консультантов, сколько мотивировать российские предприятия и их главных инженеров автоматизировать управление ТОиР. Есть же, например, в России национальный проект «Повышение производительности труда», который, в частности, включает задачу поддержки этого процесса за счет автоматизации и внедрения цифровых технологий. Почему бы государству не сформулировать амбициозную, но достижимую цель — внедрить тысячу новых АСУ ТОиР на российских предприятиях за два-три года — и добиваться ее решения как экономическими, так и организационными методами?
- Сегодня нередко высказывается мнение о том, что нашему рынку нужны легкие, быстро внедряемые решения на базе новейших технологий — IoT, RCM, BIM и т. д. Может быть, на 90% российских предприятий стоит сразу внедрять АСУ ТОиР нового поколения, минуя «традиционные» EAM-системы?
Дело в том, что в России существует большой разрыв между предприятиями-лидерами (их около 10%), которые находятся на острие цифровой трансформации, и большим количеством компаний (оставшиеся 90%), не достигших даже базового уровня автоматизации ТОиР. И поэтому для большинства организаций задача цифровой трансформации ТОиР звучит примерно так: нужно внедрить базовую управленческую модель ТОиР, на основе которой затем внедрять и Интернет вещей, и предиктивную аналитику, и BIM, и все остальное.
Внедрение EAM — это вопрос не столько цифровизации, сколько собственно управления процессами ТОиР. Основой для них служат добротные описания активов и оборудования, нормативы, проекты производства работ (ППР) и техкарты, процессы регистрации инцидентов, выпуска рабочих заданий и т. д. Все это входит в стандартную функциональность «классической» EAM-системы.
Как современный банк не может работать без единой учетной системы, так и современное производственное или транспортное предприятие не будет эффективно работать без хорошей транзакционной EAM-системы. И так же как в банке для внедрения RPA и искусственного интеллекта необходима автоматизированная банковская система (АБС), так и в ТОиР для управления ключевыми процессами нужен информационный фундамент — EAM-система.
Внедрить в процессы ТОиР новые технологии (Интернет вещей, прогнозную аналитику, искусственный интеллект, BIM, доступ с мобильных устройств, облачные среды и пр.), минуя EAM-системы, конечно, заманчиво, но вряд ли возможно. Эволюционное развитие еще никто не отменял. Да, новые технологии позволяют пройти некоторые этапы быстрее и с меньшими затратами. Например, с помощью программных роботов можно избавиться от рутинного заполнения паспортов оборудования и реестров активов, эффективнее проводить нагрузочное и функциональное тестирование систем. Но в любом случае необходим «скелет», фундамент, без которого все элементы автоматизации ТОиР будут разрозненными и не дадут синергетического эффекта.
- Импортозамещение в области EAM — это реально?
Конечно, реально. Но нужно учесть, что 20–40 крупнейших российских предприятий уже создали свои АСУ ТОиР. Эти системы внедрялись и развивались в течение многих лет. Это серьезные инвестиции, они встроены в производственный процесс, у них тысячи пользователей, и для многих предприятий эти системы стали критическими для бизнеса. Большинство крупных заказчиков создавали АСУ ТОиР на базе мощных зарубежных платформ — IBM Maximo, SAP и пр.
Как осуществить импортозамещение в этом случае? На наш взгляд, на таких предприятиях делать это следует скорее эволюционно, чем революционно. Возможно, стоит начать с импортозамещения ИТ-оборудования, операционных систем, СУБД, внедрять встраиваемые модули отечественной разработки, работающие в тесной интеграции с базовым решением. И главное — надо помнить, что проект по замене EAM-платформы по срокам и инвестициям, как правило, сопоставим с внедрением нового решения.
На импортозамещении, определенно, следует сосредоточиться тем тысячам предприятий, у которых еще нет систем автоматизации ТОиР. И здесь, реализуя идею «тысячи новых АСУ ТОиР за два года» и выполняя соответствующие инвестиционные программы, государство вполне может потребовать, чтобы их реализовывали только на базе отечественных EAM-платформ.
- Какое место занимают проекты и компетенции в области EAM-систем в компании «Интерпроком»?
Для нашей компании EAM-проекты — одно из основных направлений работы. В нашем портфеле — крупные внедрения в РЖД, аэропорту Домодедово, торговой сети «Пятерочка» (ее развивает X5 Retail Group), компаниях «Нидан Соки», «РусГидро», «Росэнергоатом», «ТПС недвижимость». Работая с такими разными заказчиками и в таких разных предметных областях, наши консультанты приобрели бесценный опыт автоматизации многочисленных процессов с использованием современных EAM-систем. Наши специалисты обладают уникальным опытом внедрения платформ IBM Maximo и IBM Tririga в России в различных секторах: государственных организациях, ретейле, на транспорте, производстве, в энергетике и других. Наш уровень компетенции подтвержден более чем 30 сертификатами международного образца и статусом IBM Gold Business Partner.
Накопленный опыт лег в основу нашего собственного EAM-решения — «Аксиома». Мы заложили в него не только классические концептуальные EAM-модели и дружественный интерфейс, но и возможность доступа с мобильных устройств и другие новые технологии. «Аксиома» внесена в Единый реестр российского ПО. При разработке мы использовали сервис-ориентированную архитектуру (SOA) и программное обеспечение с открытым кодом: сервер приложений WildFly, реляционную СУБД PostgreSQL, веб-сервер Apache HTTP. Создавая систему, мы изначально продумывали способы перехода пользователей зарубежных платформ АСУ ТОиР на «Аксиому» — считаем, что эта возможность наверняка будет востребована нашими потенциальными заказчиками.