Цифровизация ЖКХ: реалии и перспективы

Согласно данным Росстата, уровень проникновения информационных технологий в ЖКХ по-прежнему низок


14:46 05.06.2017   |   9694 |  Алексей Чернобровцев |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



В ходе конференции «Интернет вещей в жилищно-коммунальном хозяйстве 2017», организованной информационно-аналитическим агентством TelecomDaily, обсуждалось в том числе состояние дел и перспективы цифровизации отрасли.

ЖКХ относится к тем важнейшим сферам, с которых, по мнению экспертов, должна начаться цифровая трансформация российской экономики. Такая точка зрения подтверждается и вполне очевидной социальной значимостью отрасли, и рядом экономических факторов. Действительно, на долю отечественного жилищно-коммунального комплекса приходится около 6% ВВП, в отрасли работает более 30 тыс. предприятий, суммарная численность персонала превышает 2 млн человек.

Переход к автоматизации бизнес-процессов ЖКХ, к технологиям Интернета вещей открывает новые возможности на основе формирования единого информационного пространства отрасли, позволяет создавать ИТ-системы информирования клиентов и обработки их данных, внедрять мобильные и облачные решения, включая средства аналитики больших данных.

Интернет вещей, в том числе в ЖКХ, имеет ряд отличий от других ИТ-инициатив, полагают в «Коминфо Колсантинг». По словам Александра Савчука, генерального директора компании, к ним относится беспрецедентное число включенных в контуры управления активов и процессов; формирование управляющих воздействий наряду с регистрациией и обработкой данных; повышенные требования к безопасности; необходимость взаимодействия в рамках одной системы, часто в реальном времени, множества вендоров и поставщиков услуг.

ЖКХ — область пересечения интересов многочисленных организаций, работающих на различных вертикальных рынках, не только предприятий данной отрасли, но и телекоммуникационных, и финансовых компаний и пр. Поэтому Интернет вещей в ЖКХ будет развиваться как экосистема значительного числа специализирующихся в данной области компаний и предоставляемых ими сервисов. А услуги Интернета вещей будут предлагаться в основном по модели жизненного цикла или аренды, пояснил Савчук.

Лидеры экосистемы должны обеспечить интеграцию сервисов, обслуживание устройств, а также формирование бизнес-кейсов с учетом управленческих задач и требований в рамках клиентского опыта. «Реальным лидером станет тот, кто первым предложит платформу, отвечающую интересам всех участников экосистемы, и займет не менее 10% рынка», — полагает он.

Таковы перспективы, но путь к ним весьма тернист, как следует из выступлений на конференции. Один из основных требующих решения вопросов — готовность инфраструктуры ЖКХ к внедрению современных цифровых технологий. По мнению экспертов, отрасль – в самом начале пути цифровизации.

Согласно данным Росстата, уровень проникновения ИКТ-решений в ЖКХ по-прежнему низок. К примеру, лишь 65% ресурсоснабжающих организаций использовали в 2016 году базовые информационные технологии, в том числе локальные сети, системы электронного документооборота и другие подобные решения – не более 5%.

Ресурсоснабжающие организации не стремятся к цифровизации отчасти из-за отсутствия средств, отчасти из-за желания получать более выгодную для них оплату по нормативам. Управляющие компании, для которых повышение уровня автоматизации и прозрачности могли бы приносить вполне определенные выгоды, тоже не проявляют интереса к совершенствованию инфраструктуры на фоне разговоров о возможном непосредственном взаимодействии поставщиков и потребителей ресурсов.

Что же касается конечных потребителей, то в последние годы принимаются активные меры по установке приборов индивидуального учета расходуемых ресурсов. Этот процесс, как известно, проходит довольно сложно (за исключением электроснабжения).

«ЖКХ находится на этапе дистанционного сбора данных и внедрения таких решений, как автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии, в отрасли начинают использовать технологии Automatic Meter Reading и Advanced Metering Infrastructure. До Интернета вещей, где главную роль будут играть эффективные потребители ресурсов, еще очень далеко, отрасли нужен мощный рывок, нужны механизмы, стимулирующие привлечение частных инвестиций», — утверждает Татьяна Толмачева, партнер IKS Consulting.

К наиболее серьезным проблемам, сопровождающим процессы цифровой трансформации ЖКХ, относится формирование эффективных механизмов финансирования установки в квартирах и домовладениях россиян новых приборов учета коммунальных ресурсов, без которых невозможна цифровизация отрасли.

Тем не менее, несмотря на проблемы, энтузиасты выполняют проекты, способствующие цифровизации ЖКХ, и предлагают свои решения, о которых рассказали на конференции. Наступает также новый этап развития Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, призванной заменить в ЖКХ все региональные, муниципальные и ведомственные ИТ-решения (см. «ГИС ЖКХ: инвентаризация всей страны», Computerworld Россия, 22 мая 2017), которая, как ожидают, будет способна интегрировать данные Интернета вещей.


Теги: Интернет вещей ЖКХ Цифровая трансформация
На ту же тему: