Цифровая трансформация бизнеса: есть ли у России особый путь?

По словам Рустэма Хайретдинова, в России идут дорогой цифровизации, наступая на старые грабли и оставляя проблемы безопасности на потом


17:35 05.12.2018   |   3829 |  Мелиса Савина |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Издательский дом «Коммерсантъ» пригласил экспертов на конференцию «Цифровая трансформация бизнеса» обсудить проблемы цифровизации отечественной экономики.

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2018 году цифровая экономика дала нашей стране 5,1% ВВП. Показатель по сравнению с прошлым годом вырос на 11%.

Партнер компании McKinsey Елена Кузнецова считает, что в России цифровизация только набирает обороты, ее результаты страна будет пожимать спустя годы. При этом занимаются ею большей частью крупные компании, считает Кузнецова; для малых и средних предприятий она остается экзотикой. Под цифровизацией в McKinsey понимают цифровую трансформацию основного производства компании и его обслуживающих составляющих (конвейеры, поставки и т.п.), а также использование разных технологий, например, аналитики больших данных.

Заместитель генерального директора SAP СНГ Дмитрий Шепелявый полагает, что уровень цифровизации там выше, где больше конкуренция. Из этого он делает вывод, что государство должно поддерживать конкуренцию. По его мнению, особого пути у России здесь нет. Плюсами цифровой экономики России он назвал «отсутствие больших наследственных заделов» и кадры. Первое преимущество заключается в том, что стране не надо переделывать старое, перестраиваться – она сразу и относительно легко внедряет новые технологии. Второе преимущество обязано наследию советской математической школы.

К инструментам цифровизации Шепелявый отнес машинное обучение, искусственный интеллект, большие данные, блокчейн, Интернет вещей и облачные технологии. Использование последних в бизнесе «только сейчас начинает чувствоваться», их смысл — упрощение процессов до одного клика. В области больших данных основной фокус сместился не накопление информации, а на извлечение смысла. Блокчейн интересен не в связи с криптовалютами, а в связи со смарт-контрактами, заключил эксперт.

Генеральный директор компании Attack Killer, вице-президент группы InfoWatch Рустэм Хайретдинов говорил на больную тему – о цифровой безопасности. По его словам, в России, наступая на старые грабли, переживают третью волну цифровизации. Первым оцифровались банки. Они не слишком задумывались о безопасности, поэтому их ограбили. Следующими по дороге цифровизации пошли госуслуги и совершили те же ошибки. Теперь туда же идет промышленность. Проблема, на взгляд Хайретдинова, заключается в том, в 80% случаев специалистов по безопасности зовут на помощь, когда уже что-то случилось. «Необходимо сначала покупать безопасные платформы, затем делать 'цифру'. Давайте сразу думать о безопасности», — призвал он. Пока же безопасность мыслится чем-то обособленным: даже госпрограмма «Цифровая экономика» рассматривает ее в рамках отдельного направления. Но она должна быть «встроена» во все, что ни разрабатывается, убежден Хайретдинов: любой программист обладать знанием основ цифровой безопасности. Лучшие же российские программисты, по его словам, уехали, похуже пошли в крупнейшие российские интернет-компании, тех, кто еще похуже, разобрали вендоры, а оставшиеся «пишут код для цифровизации». Задачи же все больше усложняются, а программистов на них не хватает.

Он также отметил, что в корпорациях имеет место правовой беспредел по части сохранения приватности данных.

Основатель и генеральный директор «Эвотор», сооснователь Qiwi Андрей Романенко рассказал, что в России цифровизация стала заметной в последние пять-семь лет. Во многом наша страна находится на уровне развитых стран, а то и впереди планеты всей. Например, у нас больше всего в мире пользуются банковским приложением и бесконтактными платежами. Многое сделано в ретейле.

Эксперт спрогнозировал, что рынок цифровых технологий будет развиваться благодаря большим компаниям с собственными экосистемами. Так, американская вертится вокруг Amazon, китайская – Alibaba, российская – Mail.ru Group, к примеру.

К словам Хайретдинова о программисте с хорошими знаниями о цифровой безопасности он присовокупил, что ему неплохо бы знать еще и основы цифрового маркетинга, потому что потребности пользователей все время расширяются. Например, та же Mail.ru Group некогда начала с электронной почты, теперь же имеет множество других проектов.

Директор по стратегии, развитию и трансформации УК «Металлоинвест» Юрий Гаврилов заострил внимание на том, что цифровизация предъявляет большие требования к реакции на изменяющиеся условия. Поэтому следует мыслить стратегически, думать даже не о современных требованиях, а о будущем – на пять-десять лет вперед.


Теги: Кибербезопасность Цифровая трансформация Цифровая экономика
На ту же тему: