«Трансформируйся или останешься на обочине»: как традиционные компании меняются под действием цифровой трансформации

16:18 27.12.2018  |    8317 прочтений



Что необходимо компании для обеспечения цифровой трансформации, какую эволюцию ей необходимо пройти, какая для этого потребуется команда и в чем кроется успех инноваций.

 
Как идти в ногу с переменами, в основе которых лежат новые технологии? Владимир Щукин, управляющий партнер консалтинговой компании «Интеграл», поделился бизнес-секретами, рассказал о своем видении этапов цифровой трансформации и представил команду мечты, которая должна руководить digital-процессами.

Что, по вашему мнению, подразумевается под термином «цифровая трансформация»? С какого момента цифровая трансформация стала актуальной для бизнеса?

Это процесс, при котором роль цифровых технологий выходит на первый план. Они используются не только для автоматизации основных бизнес-процессов, оцифровки физических «вещей», но сами дают возможность и способствуют изменению бизнес-модели, цепочки создания добавленной стоимости.

Владимир Щукин: «Цифровая трансформация — это, прежде всего, конкурентная битва за нового клиента поколения "Y" и "Z"»

При этом цифровая трансформация не должна являться самоцелью для предприятия или модным лозунгом под эгидой государственных программ развития. Прежде всего, это конкурентная битва за нового клиента поколения «Y» и «Z». Социальные сети и платформенные сервисы воспитали новый тип потребителя – «удобно, быстро и бесплатно». Новая модель потребления услуги означает максимально быструю реакцию на запрос, простое и интуитивно понятное взаимодействие в любой географической точке, персонификацию предложения и интерфейса. Сложно себе представить, как эти принципы перенести на тяжелую промышленность, разработку недр или непрерывное производство, но этот процесс уже идет во многих отраслях. И называют его «четвертой промышленной революцией», основные идеи, принципы и драйверы которой были озвучены на Всемирном экономическом форуме в 2016 году.

Почему эта революция произошла?

Как бывает с любой революцией, она стала возможна при стечении нескольких факторов, в том числе в области развития информационных технологий (большие данные, виртуальная и дополненная реальность, машинное обучение и искусственный интеллект, Интернет вещей и т.д.). Благодаря развитию облаков и облачных вычислений стоимость ИТ-ресурсов для стартапов за 10 лет снизилась в почти в два раза, что привело на рынок разработки приложений и сервисов множество небольших амбициозных и профессиональных команд. Появилась новая модель монетизации — платформенный бизнес, позволяющий привлекать новых поставщиков и пользователей сервисов, и обеспечивающий им удобное и выгодное взаимодействие друг с другом. Как следствие, мы наблюдаем вторжение в традиционные рынки предоставления услуг игроков нового типа.

Гиганты рынка информационных технологий также приняли ряд мер для защиты своего бизнеса и результатов инвестиций через консорциумы, соглашения и комитеты. Таким образом, например, был организован консорциум IIC (Industrial Internet Consortium). Его цель заключается в координации, установлении приоритетов и стимулировании развития технологий, разработке отраслевых рекомендаций, устранении препятствий и снижении барьеров для входа на рынок.

Нужно отметить, что за последние несколько лет суммарная капитализация цифровых компаний превысила капитализацию производственных гигантов и нефтегазового сектора и продолжает быстро расти. Например, капитализация Amazon с 2011 по 2018 год выросла со 100 до 700 млрд долл., Apple также подорожал за восемь лет.

Успехи и подходы этого сектора стали изучаться, классифицироваться и применяться в других отраслях. Компании обнаружили угрозу разрушения сложившихся рынков и одновременно возможность защитить своё будущее за счет инноваций. В настоящее время не только отраслевые игроки и международные корпорации, но и целые страны входят в процесс цифровой трансформации, развивая комплементарные сервисы на имеющейся инфраструктуре.

Всем ли компаниям нужна цифровая трансформация? От чего это зависит?

Большая часть нашей жизни сейчас сосредоточена в Интернете. Тот, кто хочет работать в этом пространстве, вынужден иметь соответствующие инструменты. Возможно, в будущем появятся «киберхиппи», которые будут пользоваться только «нецифровыми» сервисами, но объем рынка для них будет невелик.

Пока существующий бизнес компании защищен различными механизмами, а издержки и потери покрываются ценой продукции, необходимости в изменении бизнес-модели нет. Цифровые компании дают своему клиенту скорость реакции на его уникальный запрос, гибкость и адаптивность ответа. Поэтому темп и масштаб реализации цифровых изменений зависит от того, какие риски есть в конкретном секторе экономики. Можно ли потерять клиентов, желающих пользоваться продуктами и сервисами по-другому? Есть ли вероятность изменения бизнес-модели и сокращения цепочки создания ценности за счёт цифровых технологий? Реализуем ли такой сценарий, и будет ли это выгодно обеим сторонам? Вот вопросы, на которые необходимо ответить на старте преобразований.

Что необходимо компании для обеспечения цифровой трансформации?

Процесс цифровой трансформации в конечном счете должен затронуть практически все отделы компании. Поэтому нужно видение топ-менеджмента, доверие и поддержка офиса трансформации и CDO (Chef Digital Officer), изменения в бизнес-процессах и даже организационной структуре предприятия, поддержка цифровых «евангелистов» и центров кристаллизации инициатив, а также создание новой цифровой среды и культуры.

Какие продукты необходимы компаниям для обеспечения цифровой трансформации?

Цифровая трансформация невозможна без использования цифровых продуктов, но их выбор зависит от размера бизнеса компании, стратегии изменений, экосистемы партнеров, а также отраслевой и государственной политики в сфере информационных технологий. К программным решениям, которые могут быть необходимы компании, можно отнести платформы индустриального интернета вещей, системы краевых вычислений (edge computing), включая программно-аппаратные платформы и приложения для задач управления производственными ресурсами, обслуживания оборудования, безопасностью персонала, online-аналитики), системы и средства обработки больших данных (Big Data), контроллеры и микрокомпьютеры, которые делают оборудование «умным», а также телекоммуникации.

На рынке есть организации, которые занимаются разработкой таких продуктов. Один из примеров – решения корпорации Hitachi Vantara. С помощью технологии Hitachi Content Platform (HCP), например, можно расширить возможности управления данными компании, обеспечить оптимизацию облачной инфраструктуры и модернизировать сервисы для работы с файлами. Или Pentaho Business Analytics Platform – единая платформа для управления конвейером аналитических данных. Она позволяет мгновенно создавать трансформации с помощью динамических и многоразовых шаблонов интеграции данных; проводить мониторинг производительности, откат и перезапуск заданий для оптимизации аудита использования.

Каковы основные этапы цифровой трансформации?

Пока в нашей стране принято больше говорить об уровне готовности к цифровой трансформации или уровне проникновения цифровых технологий, и планировать мероприятия и проекты в этой сфере. Проекты, исходя из степени готовности, делятся на три категории:

Pre-digital – это оптимизация и автоматизация процессов внутри предприятия, переход от аналоговых систем управления производством к цифровым («оцифровка»). Затем идет категория Digital — расширение собственных рыночных возможностей за счет предложения продуктов и сервисов. И, наконец, этап New business model – создание экосистемы партнеров, применение новых бизнес-моделей.

Есть несколько успешных и многократно цитируемых проектов в мировой промышленности, которые относятся к третьей группе, однако новых масштабных бизнес-кейсов, которые перевернули бы еще одну отрасль, пока нет.

Вы упомянули участие в процессе трансформации новой роли руководителя, появляющейся в цифровых компаниях, — Chef Digital Oficer. Какой должна быть его команда?

В команде CDO должен быть системный архитектор, проектный менеджер, желательно иметь полный набор специалистов по основным на сегодня технологиям: искусственному интеллекту, виртуальной и дополненной реальности, платформам, edge computing, сетевым технологиям. CDO вместе с CIO (ИТ-директором) отвечает за инновационную, инфраструктурную и технологическую составляющую, и вместе с ними в этом процессе должны участвовать другие руководители (CSO – руководитель отдела безопасности; CTO – технический директор и т.п.), чтобы менялась организационная структура, а также внутренняя культура компании.

Есть ли какие-то отрасли, для которых цифровая трансформация на данный момент особенно важна?

Все отрасли, которые испытывают давление рынка — снижение объемов, прибыли, повышение конкуренции — должны задуматься о необходимости цифровой трансформации. В этом процессе будет тяжело остаться в стороне, так как изменение в цепочке создания ценности и кроссиндустриальное взаимодействие на базе цифровых платформ означают только одно: трансформируйся или изолируйся.

Критичность проекта цифровой трансформации определяется несколькими стартовыми условиями: наличие успешных бизнес-кейсов в отрасли, давление рынка со стороны клиентов, активность прямых конкурентов, наличие центров компетенций в отрасли и в компании, доступность компонентов, ресурсов и средств информационной безопасности при реализации проектов.

Есть ли лайфхаки, которые помогут компаниям пройти через цифровую трансформацию максимально быстро и просто?

Быстро и просто пройти через это не получится, особенно если бизнес достаточно успешен на сегодняшний день. Цифровые компании ломают сложившейся рынок, проникают в новые ниши, оказывают давление на больших игроков. Традиционные компании вынуждены либо покупать опасные на их взгляд стартапы, либо защищаться с помощью патентов на технологии и запретительных отраслевых стандартов.

И вот главный, на мой взгляд, рецепт трансформации: успех инноваций лежит в отказе от старых привычек.


Теги: Hitachi Цифровая трансформация Цифровая трансформация. Практическое руководство Hitachi Vantara Партнерский материал
На ту же тему: